Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 2025-06-29, 2:20 PM

Семченко Наталья Викторовна


учитель русского языка и литературы МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа-гимназия №1"
Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [2]
Современные технологии обучения [6]
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (С.П. Лавлинский). [2]
Воспитательная работа [5]
Методические разработки [14]
Внеклассная работа по литературе [3]

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

Технологическая карта модуля русского языка в 6 классе

Технологическая карта модуля русского языка в 6 классе

 

Тема. Понятие об этимологии.

Этимологический словарь.

Цель: Организовать деятельность учащихся по совершенствовании знаний о сложных сложносокращённых словах; познакомить с понятием об этимологии, этимологическим словарём; развивать память, внимание, логическое мышление, воображение; развивать творческие способности учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение работать со значимыми частями слова, формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о составе слова; сформировать понятие об этимологии.

Метапредметные: развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность; умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Личностные: формирование патриотического отношения к русскому языку, осознание его величия и могущества; развитие положительного отношения к учению, познавательной деятельности, стремление приобретения новых знаний, совершенствование имеющихся; осознание собственных трудностей и стремление к их преодолению; участие в творческом, созидательном процессе.

Тип модуля: комбинированный.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, ПК (презентация)

 

Ход модуля

Этап модуля/урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветственное слово. Мотивация учения.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Проверка домашнего задания

Стр.26,27 (повторить правило), стр.32,33,35 (выучить правило)

Б.у. упр.48, стр.32.

П.у. упр.51, стр.33.

В.у. упр.54, стр.35.

Проверяют домашнее задание (презентация).

Мотивация учебной деятельности

Целеполагание

 

- Художник показал на юмористических рисунках, как образовалось одно хорошо знакомое вам сложносокращённое слово. Расскажите по рисункам о его образовании. А как образован неологизм универсам?

- Итак, попробуйте сами определить цели модуля. Что нового узнаем? Чему будем учиться?

Выполняют задания, определяют тему модуля, ставят цели.

Закрепление знаний

Работа с учебником

Упражнение 50, стр.33

Строгий генерал-лейтенант, плыть на северо-запад, лететь бизнесс-классом, зайти в интернет-кафе, купить диван-кровать, научно-популярный журнал, прибыть в штаб-квартиру.

Упражнение 53, стр.34

Российская Федерация

Театр юного зрителя

Общественное Российское телевидение

Всероссийский выставочный центр

Спортивный комитет

Настенная газета

Заведующий учебной частью

Высшее учебное заведение

Упражнение 55, стр.35

Выполняют задания, определяют способы образования, комментируют образование сложных и сложносокращённых слов.

Проверяют по слайдовой доске.

Выходной контроль

 

«Расшифровщик» в.у.

Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение (для некоторых слов оно указано в квадратных скобках). Что обозначает каждое сложносокращённое слово? С двумя словами составьте и запишите предложения.

Совхоз, РТС, обком, ВДНХ, МХАТ [мхат], ТЮЗ, СССР, спецкор, ГТО, ТАСС [тас], КПСС, комсорг, ВЛКСМ, РСФСР, облоно, ПТУ, ГАИ, ГЭС.

«Текстовый редактор №1» п.у.

Определите род глаголов с пропущенными окончаниями. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. ЦК принял.. важное решение об обязательном среднем образовании (комитет). 2. КПСС высоко поднял.. знамя борьбы за мир (партия). 3. СССР завоевал.. любовь трудящихся всего мира (союз). 4. РСФСР ра..кинул..(сь, ся) на тысячи к..лометров с севера на юг, с востока на зап..д (республика). 5. ВЛКСМ пр..звал.. молодёжь учиться и работать по-ленински (союз). 6. ВДНХ вызвал.. огромный интерес (выставка). 7. АПН СССР подготовил.. новые учебники (академия).

«Текстовый редактор №2» б.у.

Спишите, вставляя буквы. Подчеркните сложные и сложносокращённые слова. В сложных словах обозначьте корни и подчеркните соединительные гласные.

1. Командир дивизии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков. «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу. 3. Дверь распахнулась, и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко. (К. Симонов.)

Выполняют задание на листочках.

Мотивация учебной деятельности

Целеполагание

 

 

«Исследователи»

- Вам надо сделать орфографический, морфемный и лексический разбор слов подлинный, подноготная. В каком порядке вы их будете выполнять, чтоб один вид разбора помогал сделать другой.

Возможные варианты работы:

1. Дети могут по-разному сделать морфемный разбор: с точки зрения современного и исторического членения слова на морфемы.

 

ПОДЛИНН-ЫЙ ПОДНОГОТН-АЯ

ПО-ДЛИН-Н-ЫЙ ПОД-НОГОТ-Н-АЯ

Спросим, почему так сделали морфемный разбор. (Исходили из значения слова в древности)

2. Может возникнуть трудность при орфографическом разборе слов. Спросим, что может помочь правильно написать слова. (Знания о том, что обозначали слова в Древней Руси.)

ПОДЛИННЫЙ

Искон. Считают, что значение «настоящий, действительный» появилось потому, что при допросе раньше, добиваясь истины, били длинными палками — подлинниками. См.

ПОДНОГОТНАЯ

Искон. Возникло на базе выражения подноготная (под ногтем) тайна (от особого рода пытки при допросах в Древней Руси). Ср. подлинный.

 

-Таким образом выходим на новый вид разбора - этимологический.

- Сформулируйте тему модуля, поставьте цели.

Отвечают на вопросы, выполняют задания, определяют тему модуля, ставят цели.

Введение понятия этимологии

1. Слово учителя

Этимология (гр. etymon - истина, основное значение слова + logos - учение) - это наука о происхождении слова.

Произвести этимологический анализ - значит исследовать происхождение слова. При этимологическом анализе привлекаются данные не только из истории русского языка, но и из истории народа, используются языковые факты близкородственных языков, диалектов. Этимологический анализ помогает выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение.

2. Знакомство с «Кратким этимологическим словарём» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, со словарной статьёй словаря.

Формулируют цель.

Отвечают на вопросы. Запись темы модуля в тетради.

Совершенствование знаний

 

«Это интересно»

1. Можете ли себе представить, что бык и пчела - слова родственные. Давайте проследим, как с течением времени может измениться (порой до неузнаваемости) облик слова.

Глагол букать у древних славян означал "мычать, реветь", то есть издавать низкий, протяжный звук. В корне -бук- звук у мог произноситься долго. Впоследствии такой долгий у превратился в ы - получился бык. Но у мог произноситься и очень кратко и обозначался особой буквой -ъ (ером), как и другой краткий звук о. Отсюда второй "мычащий зверь" выглядел так: бъчела. Затем краткий у исчез и получилось бчела. Однако сочетания бч оказалось довольно трудным для произношения. Следовало, чтобы оба звука стали либо звонкими, либо глухими. Так и получилось: украинский язык выбрал первое - бджола, русский - второе - пчела. И действительно, бык и пчела похожи: упитанные и мычат, вернее, бучат.

- Какие известные вам фонетические процессы изменили внешний облик слова пчела? Почему в слове бчела появилась буква П?

2. Почему новая строка в тексте называется красной?

Это название появилось в те времена, когда ещё не было книгопечатания и книги переписывались вручную.

В рукописных и старопечатных книгах красная строка была очень заметной, так как основной текст писали обычно чернилами (чёрной тушью), а начиная новую страницу или новую часть текста, писец рисовал сложный узор, выводил красной краской первую фигурную букву. В некоторых памятниках древнерусской письменности такие рисунки представляли собой яркие художественные миниатюры.

В современном русском языке отступ в начале строки называют или красной строкой, или абзацем.

3. Почему в слове аллея пишется ЛЛ?

Написание слова аллея передаёт орфографию своего французского первоисточника - allee - "проход, дорога", которое унаследовало ЛЛ от своего "родителя" - глагола aller - "идти, проходить".

Вывод: Для чего надо уметь производить этимологический разбор слова? (помогает выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение, помогает правильно написать слово).

Слушают учителя, работают со слайдовой доской.

Закрепление знаний

 

1. Игра "Брейн-ринг". (Класс делится на команды, предполагается работа со словарями.)

Вопросы к игре:

1) Правда ли, что слово врач образовалось от врать? (Образовано с помощью суффикса -ЧЬ от ВЬРАТИ, но в его старом, исконном значении "говорить".)

2) Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков? (Танкеры предназначены для перевозки жидких грузов, а танк - боевая бронемашина. Однако, с другой стороны, баки, в которых перевозятся жидкости, по-английски называются тоже танками.)

3) Правда ли, что астрономы - это специалисты по астрам? (Астрономы занимаются изучением небесных тел. Но, учитывая, что астра в переводе с греческого означает "звезда", можно считать, что в этом предположении есть доля истины.)

4) Почему стол назвали столом? (Образовано от стьлати - "стать". Первоначальное значение - "подстилка", затем - "стул" и, наконец, "стол".)

5) Имеет ли юг отношение к ужину? (Образовано с помощью суффикса -ИНЪ (совр. -ИН) от угъ - "юг, полдень". Первоначальное значение слова ужин - "полдник".)

6) Известно, что газель можно поймать, приручить, но можно ли её выучить наизусть? (Существительное газель, пришедшее к нам из французского языка, обозначает животное из группы антилоп. А газель, заимствованное из арабского, - это название особой стихотворной формы лирической поэзии у народов Востока.)

7) Почему мешок называют мешком? (Первоначально словом мешок называлось вместилище, изготовленное только из шкуры (меха) дикого зверя или домашнего животного.)

8) Есть ли что-то общее между глаголом знать и существительным знамя? (Слово знамя образовано от знати в значении "отличить, заметить". Первоначальное значение - "отличительный знак, отметина".)

9) Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный. (Исторически в слове сердце корень тот же, что и в слове середина, среда.)

10) Выскажите предположение, почему в слове печать надо писать букву Е. (Образовано с помощью суффикса -ТЬ от peketi (печати), являющегося производным к pekti - "печь". Первоначальное значение - "выжженный знак".)

11) Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву О. (Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.)

12) Выскажите предположения, почему в корне слова трава пишется буква А. (Образовано от трути - "тратить". Трава - буквально "то, что тратится, потребляется, съедается.)

13) Связано ли существительное быльё со глаголом быть? (Быльё - "трава, былинки". В диалектах слово быльё в этом значении встречается и сейчас. Первоначальное прямое значение фразеологизма быльём поросло - "заросло травой". В современном языке фразеологизм имеет значение "давно забыто".)

2. Работа с учебником

Упражнение 58, стр.37.

береза

Индоевроп. (польск. brzoza, болг. бреза, латышск. bērzs, нем. Brike, тадж. burz «вид дерева» и т. д.). Суф. производное от *bher «светлый, ясный», того же корня, что и белый. Береза буквально — «дерево с белой корой».

кольчуга

Скорее всего, заимств. в XVI в. из польск. яз., где kolczuga — суф. производное (ср. дерюга) на базе оборота zbroja kolcza (> кольчатая броня), фразеологической кальки нем. Kingelpanzer (Kingel «кольцо», Panzer «панцирь»). Кольчуга как вид защитной одежды пришла от немцев. Буквально — «состоящая из металлических колец». См. кольцо.

горница

Искон. Суф. производное от горний «верхний», образованного посредством суф. -ьн- > -н- от горе «наверху» (с «ять»), наречия, представляющего по происхождению местн. п. от гора. Горница буквально — «верхняя комната».

Работают с этимологическими словарями.

Рефлексия

 

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Определяют проблемные места усвоения знаний.

свое эмоциональное состояние.

Домашнее задание

 

Выяснить происхождение и значение своего имени и фамилии, обратившись к книгам: Л. Успенского "Слово о словах. Ты и твоё имя", В.А. Никонова "Словарь русских фамилий", А.В. Сусловой, А.В. Суперанской "О русских именах". Стр.32-35 (повторить правило), стр.36 (читать), стр.37 (выучить определение). Б.у.упр.60,стр.37. П.у.упр.61(письменно). В.у.упр.59(письменно выполнить и дополнительное задание под оранжевым кружком)

Записывают задание в дневники.

 

Задания для входного (выходного контроля)

по теме «Сложные и сложносокращённые слова»

«Расшифровщик» в.у.

Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение (для некоторых слов оно указано в квадратных скобках). Что обозначает каждое сложносокращённое слово? С двумя словами составьте и запишите предложения.

Совхоз, РТС, обком, ВДНХ, МХАТ [мхат], ТЮЗ, СССР, спецкор, ГТО, ТАСС [тас], КПСС, комсорг, ВЛКСМ, РСФСР, облоно, ПТУ, ГАИ, ГЭС.

«Текстовый редактор №1» п.у.

Определите род глаголов с пропущенными окончаниями. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. ЦК (Центральный комитет) принял.. важное решение об обязательном среднем образовании. 2. КПСС (Коммунистическая партия Советского союза) высоко поднял.. знамя борьбы за мир. 3. СССР (Союз Советских Социалистических Республик) завоевал.. любовь трудящихся всего мира. 4. ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) вызвал.. огромный интерес (выставка).

«Текстовый редактор №2» б.у.

Спишите, вставляя буквы. Подчеркните сложные и сложносокращённые слова. В сложных словах обозначьте корни и подчеркните соединительные гласные.

1. Командир дивизии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков. «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу. 3. Дверь распахнулась, и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко. (К. Симонов.)

 

Задания для входного (выходного контроля)

по теме «Сложные и сложносокращённые слова»

«Расшифровщик» в.у.

Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение (для некоторых слов оно указано в квадратных скобках). Что обозначает каждое сложносокращённое слово? С двумя словами составьте и запишите предложения.

Совхоз, РТС, обком, ВДНХ, МХАТ [мхат], ТЮЗ, СССР, спецкор, ГТО, ТАСС [тас], КПСС, комсорг, ВЛКСМ, РСФСР, облоно, ПТУ, ГАИ, ГЭС.

«Текстовый редактор №1» п.у.

Определите род глаголов с пропущенными окончаниями. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. ЦК (Центральный комитет) принял.. важное решение об обязательном среднем образовании. 2. КПСС (Коммунистическая партия Советского союза) высоко поднял.. знамя борьбы за мир. 3. СССР (Союз Советских Социалистических Республик) завоевал.. любовь трудящихся всего мира. 4. ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) вызвал.. огромный интерес (выставка).

«Текстовый редактор №2» б.у.

Спишите, вставляя буквы. Подчеркните сложные и сложносокращённые слова. В сложных словах обозначьте корни и подчеркните соединительные гласные.

1. Командир дивизии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков. «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу. 3. Дверь распахнулась, и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко. (К. Симонов.)

Категория: Методические разработки
Вход на сайт
Поиск

Copyright © 2025