Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 2025-06-30, 0:02 AM

Семченко Наталья Викторовна


учитель русского языка и литературы МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа-гимназия №1"
Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [2]
Современные технологии обучения [6]
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (С.П. Лавлинский). [2]
Воспитательная работа [5]
Методические разработки [14]
Внеклассная работа по литературе [3]

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

Технологическая карта модуля литературы в 10 классе (углублённый уровень универсальный профиль)

Тема: Категория ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». РР №1 Как научиться понимать вопрос учителя/ учебника и отвечать на него?

Цель: проверить знания обучающихся об основных характеристиках литературы XIX века, значение литературы в жизни человека; повторить с учащимися основные литературоведческие термины: драма, комедия, трагедия; дать представление о способе возникновения основного конфликта в пьесе; форсировать умение понимать содержание вопроса и отвечать на него, понимание связи языка, литературы и истории, культуры народа; развивать образное и критическое мышление, память, внимание; прививать любовь и уважение к литературе.

Предметные: учиться видеть связь истории и литературы, определять конфликт в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», осознавать содержание вопроса и отвечать на него.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания.

Познавательные: уметь делать выводы на основе наблюдений.

Коммуникативные: рефлексия своих действий.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, умение чувствовать выразительность речи, осознание ответственности за написанное и произнесённое; необходимости тщательного отбора лексического материала в процессе общения.

Оборудование: учебник (Русский язык и литература: Литература. 10 кл. Углублённый уровень: в 2 ч./ А.Н. Архангельский, Д.П. Бак., М.А. Кучерская и др.; под ред. А.Н. Архангельского. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014), раздаточный материал «Литературный диктант с творческим заданием», ПК, проектор.

Тип модуля: повторение изученного материала.

Ход модуля

Этап модуля/урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветственное слово. Мотивация учения.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Проверка домашнего задания

1) Стр.3-6 (прочитать). Составить тезисный план статьи «Комедия с признаками драмы и драма, похожая на комедию («Горе от ума» и «Вишневый сад»)» из книги  Н.Д. Тамарченко «Теория литературы» Т.1.

2) Знать основные периоды Золотого века, особенности романтизма, реализма.

Определяют проблемные места.

Входной контроль

Литературный диктант с творческим заданием

Вариант 1

1. Укажите важнейшие исторические события в Европе и России, которые характеризуют I период русской литературы ХIХ века:

1) Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822).

2) Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).

3) Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция.

2. Укажите варианты ответов, в которых дана общая характеристика развития русской литературы ХIХ века (I период)

1) Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору.

2) Развитие драматургии и реалистического романа.

3) Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова.

3. Укажите характерные черты реализма:

1) Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни.

2) Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям.

3) Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века.

4. Как вы понимаете слова А.А. Блока: «Век девятнадцатый, железный, / Воистину жестокий век!».

5. Укажите основные функции литературы на основе убывающей градации.

Вариант 2

1. Укажите важнейшие исторические события в Европе и России, которые характеризуют II период русской литературы ХIХ века:

1) Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.

2) Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций +

3) Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848—1849), их подавление

2. Укажите варианты ответов, в которых дана общая характеристика развития русской литературы ХIХ века (II период)

1) Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтизма.

2) Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина).

3) Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики.

3. Укажите характерные черты романтизма:

1) Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова.

2) Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого.

3) Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис.

5. Составьте «Ассоциативный куст» к слову литература так, чтобы в нём были отображены её функции.

Решают тестовые задания, отвечают на вопрос.

Совершенствование знаний

 

1. «Диалог культур» (этап анализа текста, этап интерпретации смысла произведения (элементы Технологии литературного образования)

1. Чем драматические произведения принципиально отличаются от произведений эпических? Без какого понятия трудно обойтись в анализе драматического произведения? (Проясняется понятие конфликта).

2. В чем вы заметили сходства и различия между пьесой «Горе от ума» и известными вам

комедиями? (Единство места, времени и действия // неоднозначность фигуры главного героя).

3. Что в комедии показалось наиболее сложным и непонятным? (Название комедии; функция главного персонажа; необходимость использования говорящих фамилий).

Анализ 1 действия.

4. Как бы вы определили начальную конфликтную ситуацию (т. е. соотношение противостоящих друг другу сил)? (Роман дочери Фамусова с его секретарем - нарушение норм изображенного мира (возможность конфликта) и есть обман, интрига с участием умной служанки (черта комедии).

5. Кто из персонажей является движителем сюжетного развития?

6. Какое значение в развитии начального действия играет Лиза? (Движитель сюжетного развития).

7. Зачем Чацкий приезжает в Москву?

8. Кем является Чацкий с точки зрения Софьи? (Невольный участник чужой интриги).

9. Какое значение для Чацкого имеет приезд в Москву и дальнейший ход развития действия? (Встреча не только с Софьей, но и с Москвой; все действие - попытка вернуть утраченное и осознание безнадежности и бессмысленности этой попытки. С этой точки зрения весь драматический сюжет - разоблачение самообмана Чацкого, невольной участницей которого оказывается Софья: она ведь делает попытку откровенно объяснить Чацкому, за что она любит Молчалина - ясно, что ее привлекают качества, противоположные Чацкому).

10. Чему (какому миру) противостоят главные герои – Чацкий и Софья?

(Относительно замкнутому и своеобразному миру, не только дому Фамусова, а всей Москве: «На всех московских есть особый отпечаток». Равновесие каждого из них с нормами этого мира и есть начальная ситуация; каждый драматизирует чужую ситуацию).

11. Противоречат ли на самом деле отношения Софьи с Молчалиным московским нормам? (Нет. Воспоминание Софьи о чувствительной и робкой любви тетушки: «Как молодой француз бежал у ней из дому. // Голубушка хотела схоронить // Свою досаду, не сумела: // Забыла волосы чернить, // И через три дни поседела».)

12. Уникальна ли ситуация, в которой в начале действия оказывается Чацкий?

(Нет. Он ее предвидел. Лиза: «Не даром, Лиза, плачу, // Кому известно, что найду я воротясь? // И сколько может быть утрачу!». Обнаружив, что опасения как будто подтверждаются, Ч. Воспринимает это как проявление всеобщего закона: «И вот та родина... Нет, в нынешний приезд, я вижу, Что она мне скоро надоест»).

13. Как можно определить позицию Софьи по отношению к миру Москвы?

(Компромисс. Согласие со всем внешним строем жизни при внутренней скрытой свободе. Она пытается отгородить для себя в московском мире уголок идиллических интимных отношений. Поэтому она не принимает «дерзости», явного нарушения установленных норм; зато Молчалин - «Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело...»).

14. Как можно определить позицию Чацкого по отношению к Москве?

(Мир Чацкого - весь мир. В Москве он только гость, не житель, а посетитель («Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок»). Его идеал - ничем извне не ограниченная свобода мыслей и чувств: «ум бойкий, гений смелый» и в то же время «нежность, пылкость»).

15. В чем сходство позиций Софьи и Чацкого? (Иллюзорность целей обоих персонажей. Встречу каждая из сторон пытается использовать в своих целях, для поддержания и укрепления своей позиции. Но результат противоположный: каждый из героев способствует разоблачению самообмана другого).

16. Как обнаруженные нами особенности начальной ситуации доказывают, что «Горе от ума  - комедия?

Выводы (результат соотношения начальной и финальной ситуации). Финальная катастрофа оказывается для обоих благодетельной (это характерная черта комедии). Все становится на свои места.

Избавление от сентиментальных и романтических иллюзий показывает, что ни книжная мечта Софьи, ни бунтарский дух Чацкого не совместимы с устойчивыми нормами московского мира, и каждому из них приходится вернуться к прежней естественной для них роли и линии судьбы, от которой они на время отклонились. Кульминация сюжета и есть высшая точка этого отклонения. Чацкий оказывается в роли шута («А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. // Угодно ль на себя примерить?»), а Софья - в роли клеветницы и сплетницы. Между тем, персонажи вполне совпадающие с нормами того мира, в котором происходит действие, - чуть ли не все сплошь сплетники, клеветники, шуты. И для Чацкого, и для Софьи попытка совместить свою «странность», неординарность с тем, что распространено и принято за «образцы», потенциально губительна, а крах этой попытки во всяком случае благотворен. Очевидно, и начальная, и конечная ситуации связаны с нарушением границ замкнутого московского мирка. Соотношение его с окружающим широким миром (Петербург, Запад) создает почву для активности главных персонажей: оба они не таковы, «как все московские».

2. Слово учителя

- Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени.

- Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия «Горе от ума», написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было «Горе уму», затем автор заменил его на «Горе от ума».

- Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: «И в чтенье прок-от невелик». Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: «Ученье — вот чума, ученость - вот причина». Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню.

- Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек - это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: «Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал». В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, «как делали отцы». Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению «сгибаться вперегиб», когда надо было «подслужиться». Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.

- Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум. Это было замечено Чацким:

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, «чтоб награжденья брать и весело пожить». В своей практике он следует заветам отца- «угождать всем людям без изъятья», но при этом считает, что «в его лета не должно сметь свое суждение иметь», так как «в чинах он небольших». Софью он любит «по должности», успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

- Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить «делу, а не лицам». Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся «набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает «слепое подражанье» всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого - ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.

- Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него «мужа-мальчика, мужа-слугу». Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она - дочь своего отца.

- В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий», «Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами» и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.

Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, составляют тезисный конспект.

Рефлексия

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…  

Мы сегодня разобрались…  

Я сегодня понял, что…   

Мне было трудно…

Определяют проблемные места усвоения знаний,

свое эмоциональное состояние.

Домашнее задание

В.у. Творческое задание: на основе жизненного опыта придумать фабулу драматургической истории, в основе которой лежит столкновение самообманов современных персонажей. (Этап интерпретации смысла произведения)

П.у. Письменно ответить на вопрос «Кто является (являются) резонёрами в комедии «Горе от ума» и почему?»

Слушают учителя, задают вопросы.

 

 

Категория: Методические разработки
Вход на сайт
Поиск

Copyright © 2025