Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 2025-06-30, 1:11 AM

Семченко Наталья Викторовна


учитель русского языка и литературы МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа-гимназия №1"
Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [2]
Современные технологии обучения [6]
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (С.П. Лавлинский). [2]
Воспитательная работа [5]
Методические разработки [14]
Внеклассная работа по литературе [3]

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

Технологическая карта модуля русского языка

Технологическая карта модуля русского языка

 

Тема. Развитие речи. Подготовка к сочинению.

          Развитие речи. Сочинение – рассказ о народном промысле.

Цель: ознакомить учащихся с основными видами русских народных промыслов, продолжить работу по формированию активного и потенциального словарного  запаса   учащихся; развивать умения учащихся создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи, использовать  в речи синонимы, антонимы; вызвать заинтересованность учащихся народным искусством, получить эмоциональный отклик.

Планируемые результаты:

Предметные: ознакомиться с основными русскими народными промыслами (собирание материала к сочинению); составлять рабочий материал для написания сочинения, писать сочинение.

Метапредметные: обогащение и усложнение словарного запаса, формирование овладения обучающимися художественными образами, выразительными средствами языка.

Личностные: способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к России, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству, воспитанию чувства любви к Родине и развитию интереса к предмету.

Тип модуля: комбинированный.

Оборудование: учебник, ПК (презентация)

 

Ход модуля

Этап модуля/урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветственное слово. Мотивация учения.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Проверка домашнего задания

§5-11(повторить правило).

Б.у.стр.47,упр.84(списать, определить тип речи текста, выполнить морфемный разбор слов с пропущенными буквами).

П.у.стр.45, упр.78 (списать, выполнить морфемный разбор слов с пропущенными буквами, синтакс.разбор предл. (инд.4)

В.у.стр.49, упр.3

1) определить способ образования слов;

2) со всеми словами составить предложения (всего 5 предл.);

3) выполнить синтаксический разбор одного предложения.

Выполняют синтаксический и морфемный разборы возле доски.

Мотивация, определение темы, целеполагание

Отгадайте загадку

На полке куколка стоит,

Она скучает и грустит.

Но в руки ты её возьмёшь

И в ней ещё одну найдёшь.

А в той ещё…

И вот уж в ряд

Пять милых куколок стоят.

Хоть роста разного, но всё же

Все удивительно похожи.

В нарядных сарафанах пёстрых

Румяные матрёшки-сёстры.

Была одна, а стало пять,

Им больше некогда скучать!

А наиграются подружки,

И снова спрячутся друг в дружке.

- Как рождается матрёшка?

- Кто является автором матрёшки? (народ)

- Как называется искусство создания предметов, имеющих практическое назначение, применяемых в жизни? (прикладное)

- В древние времена, когда люди научились делать вещи, возникла потребность их украсить. Как называется искусство украшать  предметы? (декоративно-прикладное)

- Для чего служит декоративно – прикладное искусство?

(Создаются нужные вещи, которые, украшают быт, помогают сделать жизнь более привлекательной и праздничной, т.е. служат для украшения полезных вещей.)

- Сформулируйте тему модуля.

- Сегодня бы будем собирать материалы для сочинения-рассказа об одном из произведений декоративно-прикладного искусства, писать сочинение-рассказ о народном промысле.

Какой материал можно собрать на модуле, как вы думаете? Определите цели модуля.

- На каждой парте лежит таблица, которую вы, работая в парах, заполните в ходе второго мини-модуля.

Название (вид) промысла

 

Основные 

центры

 

Время

образования

 

Используемый материал

 

Художественная особенность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, определяют тему, ставят цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформляют таблицу в тетради.

Актуализация опорных знаний

Словарно-лексическая работа

Обратимся к значению выражения «декоративно-прикладное искусство». Что это такое? (словарь)

декоро (лат) – «украшаю»

декоративный (франц) – «украшающий, служащий для убранства, для красоты»

прикладной – имеющее практическое назначение, применяемый в жизни.

-Подберите синоним к выражению «Декоративно - прикладное искусство».

(народно- художественный промысел)

- Назовите самые известные народно-художественные промыслы (Палех, Городец, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, Жостовские подносы, Богородская резьба, Филимоновская игрушка, Матрешка, кружевоплетение, вышивка, узорное творчество,  ковроделие).

- Для чего служит декоративно – прикладное искусство? (создает нужные вещи, украшает быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной, т.е. служит для украшения полезных вещей).

- Когда возникло декоративно – прикладное искусство? (в древние времена, когда люди научились делать вещи, возникла потребность их украсить. Но это искусство молодое, потому что оно необходимо и в современное время в жизни, быту).

- Народные художественные промыслы (народное ремесло) — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.

Запись в тетрадь.

Работают со словарём.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрсы.

Изучение нового материала

1. Слово учителя

    Россия – удивительная, уникальная страна. В ней жили и живут поныне талантливые, трудолюбивые люди, способные оживить и заставить заиграть красками простой кусок глины или дерева.

    Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения.

- Как же зарождались эти промыслы?

    Народные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Русский крестьянин своими руками мастерил все необходимое. Но душа просила праздника, тосковала по красоте, тем более что окружали русского человека чудесные реки, озера, леса, луга, да синее небо. Было где позаимствовать красок и почерпнуть вдохновения.

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

2. Практическая работа (заполнение таблицы)

Название (вид) промысла

Основные 

центры

 

Время

образования

 

Используемый материал

 

Художественная

особенность

Хохлома

Нижегородская область, река Узол, деревни Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино

конец XVI начало

XVII вв.

Дерево, серебристый оловянный порошок, киноварь, специальный состав

Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Гжель

Находится примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва – Муром – Казань.

Первое упоминание встречается в 1328 году

Белая керамика, краска голубого, тёмно-синего цвета с переливами.

это диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике.

Дымковская игрушка

Вятская земля

Более 400 лет назад

Ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком, жидкая красная глина как связующий материал для отдельных деталей

Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие.

Береста

Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия

Известно с XV-XVI вв.

Верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета

Корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения мёда и сметаны.

Матрёшка

Московская область

Привезена в XIX веке из Японии.

Липу, реже ольха или берёза, масляный лак, гуашь.

Круглолицая девушка, расписанная сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Используются 3–4 цвета: красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

- А сейчас мы с вами, ребята, отправимся в путешествие по старинным русским селам, в которых и возникли народно-художественные промыслы. А остановимся мы в первом в Нижегородской области.

2.1. Хохлома

Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

    На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.

    В документах есть упоминание о том, что в конце XVI и начале XVII века в Троице-Сергиевой лавре при торжественном приеме гостей им подносили деревянные ковши и кубки, украшенные золотом и киноварью. Киноварь с древности применялась в качестве красной краски.

    На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

    Традиционный орнамент Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

    Отвлечемся на минутку. В качестве подарков дарили хохломские ложки. Ложки изготовлялись в больших количествах: ложка у каждого была своя.

- Знаете фразеологизм, связанный с деревянными ложками?

«Бить баклуши» - бездельничать.

- Как же возник этот фразеологизм?

    При изготовлении деревянных ложек мастер брал определенной величины кусок дерева – баклушу, разрубал ее на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.э. эта работа считалась легкой.

    Самые трудные работы, в т.ч. и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями. Ложки использовались и используются и как музыкальные инструменты.

2.2. Гжель

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из – под белого снежочка.

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о гжели?

    Первое упоминание о Гжели встречается в 1328 году. Повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов. Гжель славилась своими глинами, добыча которых велась здесь с середины 17 века.

   Гжельский промысел объединяет 27 деревень, станцию, поселок городского типа, село. Находится примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва – Муром – Казань. В настоящее время гжель – это диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике.

    Узоры, выполненные легко кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают сказочный вид вазам, кувшинам и прочим изделиям.

2.3. Дымковская игрушка

В любой порядочной избушке

Есть место дымковской игрушке!

Какие чудные зверушки!

Лошадки, курочки, индюшки!

У барыни на коромысле

Ведёрки синие повисли.

А у другой румяной пышки

Под боком милые детишки!

    Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля.

    Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

    Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа. Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.

2.4. Береста

Я в березовых поленьях

Слышу музыку любви

И природы вдохновенье

Из кусочка бересты.

Припаду щекой румяной,

Белой птицей воспарю...

Она нежная, как мама

В летнем сказочном раю.

Душу светом озаряя,

Упоительно звеня...

Береста - она святая,

В ней - загадка Бытия!

Сколько русского, родного

В светлом образе берез,

Теплота живого слова

В серебристых каплях грёз...

    Художественные изделия избересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.

    Центры берестяной резьбы: Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия

    Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения мёда и сметаны.

2.5. Матрёшка

    Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась отнюдь не в древности. Многие считают матрешку исконно русской, но на самом деле это только миф. Сам прообраз этой игрушки был привезен из Японии, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Привезен он был А. Мамонтовой в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание». Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

    Но откуда взялось это имя - матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна, имя "Матрена" тогда было широко распространенным.

    Матрёшка - это русская красавица, сувенир известный во всем мире. Хотя эта игрушка создавалась для детей, взрослые довольно трепетно относятся к матрешкам и чаще покупают для себя, для души. Сейчас она - не просто народная игрушка, матрёшка стала традиционным сувениром России и хранительницей исконной русской культуры.

    Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

    К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.

    Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

    В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.

Круглолицая девушка в платке и прикрытом передником сарафане, расписанная сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Используются 3–4 цвета: красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

 

Актуализация опорных знаний

Беседа

- Давайте обратимся к теме нашего модуля. Это сочинение-рассказ.

- Что такое сочинение? Вспомните.

- Какие группы сочинений мы писали на модулях русского языка? (на лингвистическую тему и на свободную тему).

- Что такое рассказ?  Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

- Вспомните типы речи, как их различают, какую структуру они имеют?

Сочинение – это самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему.

    Итак, у нас сочинение-повествование по типу. Сочинение-повествование обычно пишется в ХУДОЖЕСТВЕННОМ стиле речи. Это значит, что в таком сочинении можно и нужно будет использовать все разнообразие русской лексики.

    Несмотря на то, что рассказ — это повествовательный тип речи, в такое сочинение мы можем добавить элементы ЧЕГО? Описания.

    Жанры повествовательных текстов художественного стиля – это рассказ, повесть, роман, роман-эпопея. Разумеется, мы не будем писать повесть или роман. Мы выберем малый жанр – рассказ.

Отвечают на вопросы.

Закрепление знаний

1. Творческое задание «Ассоциативный куст»

Подобрать художественные средства к словам.

1. Подберите эпитеты к словам  рисунок, узор:  удивительный, дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, изумительный, прекрасный, поразительный, изящный, фантастический, затейливый;

краски, роспись: яркая, жизнерадостная, буйная, многоцветная,  разнообразная, оригинальная, колоритная.

2. Метафоры: изделие может пленить… околдовывать, обвораживать, зачаровывать.

3. Синонимы к слову художник: мастер – человек, достигший высшего мастерства в своем деле, в работе, в творчестве, создатель, волшебник, искусник.

Искусник (разговорное) – народное название человека, чрезвычайно искусного в чем-либо, до тонкости овладевшего тайнами какого – либо мастерства, ремесла.

4. Художник создает, (дополнить синонимический ряд) рисует, творит, расписывает.

5. Наречия, которые нужны для описания последовательности действий: потом, затем, после этого, далее, вслед за этим.

1. Работа над элементами плана сочинения

Как написать рассказ в художественном стиле.

Приступая к работе над рассказом, необходимо придерживаться правил этого жанра. 

1 правило.

У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!

2 правило.

Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Какая часть речи обозначает действие? Правильно – ГЛАГОЛ!!!! В рассказе должно быть много глаголов!

3 правило.

В рассказе должны быть действующие лица, они действуют.

- Кто главный герой нашего произведения? Предмет народного промысла.

- Какой же будет заголовок в сочинении?

- Каждый сам определяет тему сочинения согласно выбранному предмету.

I. Вступление, или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой? Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями.

II. Основная часть. Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. В это части можно подробно описать предмет.

III. Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось.

Можно поделиться впечатлениями об этом предмете и о народных промыслах в целом.

2. Составления плана сочинения с опорой на таблицу.

I. Вступление:

Народные промыслы Руси. Вид промысла, о котором пойдет речь. Время возникновения. Основные центры.

II.Основная часть (художественная особенность):

1. Используемый материал.

2. Разнообразие форм.

3. Цвета.

4. Орнаменты.

5.Технология производства.

III. Концовка.

3.1.Мои впечатления о предмете народного промысла.

- Давайте попробуем составить вступление, которое будет одинаковым у всех.

    Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта.

    При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавал он истинные произведения декоративно- прикладного искусства.

Работают над элементами плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают план в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместно с учителем составляют и записывают вступление

Проверка знаний

Написание сочинения

Составляют тексты, записывают в тетрадях.

Рефлексия

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…  

Мы сегодня разобрались…  

Я сегодня понял, что…   

Мне было трудно…

Определяют проблемные места усвоения знаний.

свое эмоциональное состояние.

Домашнее задание

Дописать сочинение.

Записывают задание в дневники.

 

Категория: Методические разработки
Вход на сайт
Поиск

Copyright © 2025