Технологическая карта модуля русского языка в 5 классе
Тема: Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова
Сложные случаи правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова
Цель деятельности учителя на модуле: 1) совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; 2) формирование представления о способах определения прямого и переносного значения слова, умение писать слова с буквами е,ё,о после шипящих; 3) развитие умения работать с толковым словарём; 4) воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Планируемые результаты:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания.
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться различать прямое и переносное значение слова, работать с толковым словарем, писать слова различных частей речи с буквами е,ё,о после шипящих.
Оборудование: раздаточный материал с теоретическим материалом.
Тип модуля: модуль введения и изучения новых знаний.
Ход модуля
Этап модуля/урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
Приветственное слово.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге.
|
Проверка домашнего задания
|
§18 (повторить правило). Упр.140, стр.65.
Б.у. упр.144, стр.67.
П.у. упр.146(4), стр.69 (текст до 6 предложений)
В.у. упр.146(4), стр.69 (текст до 10 предложений)
|
Читают тексты.
|
Мотивация, определение темы, целеполагание
|
«Орфографический практикум» стр.70.
- Выскажите свою точку зрения, почему шипящие звуки проблемные для орфографии?
|
Записывают слова, объясняют орфограммы.
|
Введение и изучение материала
|
1. Работа с таблицей
(Материал учитель сначала объясняет, а потом учащиеся переписывают его с обозначением орфограммы.)
2. Рифмограммы
Чтобы легче запомнить эту орфограмму, можно заучить стихотворение.
Проблема в корне - не зевай!
Ё на Е скорей меняй!
А за корнем у глагольных
Букву Ё пиши спокойно.
В именных за корнем О -
Это знаем мы давно.
(Т. Фролова)
Исключения можно запомнить, заучив следующую рифмограмму:
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба,
Чокнуться, шотландец, шоры,
Чохом, шомпол и жонглёры,
Шорты, шовинизм и шок,
В существительном ожог.
И ещё совсем немного:
Жом, трещотка и изжога.
(О. Кургузова)
Особое внимание!
Существительное ОЖОГ пишут с О, глагол ОЖЁГ - через Ё: ожог пальцев - ожёг руку.
3. Работа с учебником
Изучение теоретического материала на стр.70.
Упражнение 148, стр.70 (общее задание)
4. Тренировочные упражнения
Словарный диктант (запись на доске)
• Где возможно, напишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
Пшёнка, чёрный, шёрстка, жернов, шов, жучок, ежовый, ключом, пчёл, чёлка.
Выборочный диктант
• Выпишите словосочетания со словами, имеющими О, Ё, Е после шипящих. Обозначьте орфограмму, в скобках объясните написание буквы о, ё, е после шипящих).
1) Девочки синие рвут васильки,
Жёлтые носятся
Бронзовики.
(Э. Успенский)
2) На площадке доги -
Псы большого роста,
Педагогам с догами
Справиться не просто.
(Э. Успенский)
3) Звери живут
В зоопарке, в саду,
И им за решётку
Приносят еду.
(Э. Успенский)
4) Сдаётся дача летняя
С козой и гаражом.
В театре будет лекция
Про жизнь за рубежом.
(Э. Успенский)
5) Пришёл за ними чёрный пёс.
Он свёл знакомство с нами
И, между лап уткнув свой нос,
Глядел, зажмурясь, в пламя.
(С. Маршак)
|
Работают с учебником, выполняют задания.
|
Закрепление знаний
|
Работа с учебником
Упражнение 152, стр.72 (устно)
Изучение теоретического материала на стр.72.
Упражнение 155, стр.72 (самостоятельно)
1 ряд – 1)
2 ряд – 2)
3 ряд – 3)
Упражнение 157, стр.74 (б.у.)
Упражнение 158, стр.74 (п.у.) возле доски
Упражнение 160, стр.74 (в.у.)
дополнительно Выполнить синтаксический разбор предложения.
дополнительно Упр.161, стр.75.
|
|
Рефлексия
|
- Закончите предложения и запишите их в тетрадь:
Я узнал/а…
Я понял/а…
У1, что ты узнал/а сегодня? что понял/а?
|
Подводят итоги, определяют пробелы в знаниях.
|
Домашнее задание
|
§§20,21 (выучить правило+в тетради для правил). Упр.162(4), стр.75.
Б.у. упр. 151(А2), стр.71.
П.у. упр. 151(Б2), стр.71.
В.у. упр. 150, стр.71 (указать часть речи, морфемы (корень), с двумя словами составить предложения (всего два предложения), выполнить синтаксический разбор одного предложения.
|
Записывают домашнее задание в дневниках.
|
|