Технологическая карта модуля русского языка в 5 классе
Тема: Антонимы
Употребление антонимов в устной и письменной речи
Цель деятельности учителя на модуле: 1) совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; 2) дать обучающимся понятие об антонимах; 3) усовершенствовать орфографические навыки; 4) воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Планируемые результаты:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться определять синонимы и антонимы, подбирать их, работать со словарями, писать слова с выученными орфограммами.
Оборудование: раздаточный материал «Задания для выходного контроля», конверт, карта страны «Лексикология».
Тип модуля: введение и изучение новых знаний.
Ход модуля
Этап модуля/урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
Приветственное слово.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге.
|
Проверка домашнего задания
|
§24 (выучить правило).
Б.у. упр. 179, стр.33.
П.у. упр. 184, стр.84.
В.у. упр. 186, стр.85.
|
|
Мотивация, определение темы, целеполагание
|
Слово учителя
- Ну вот, мы и миновали царство Синонимов. Пора двигаться дальше. По дороге на гору Мастерства мы должны преодолеть еще одно королевство.
- Ой, ребята, посмотрите, я нашла около доски какую-то записку. Давайте прочитаем ее.
«Дорогие путешественники-исследователи! Приветствуем Вас в нашем королевстве! Предлагаем выяснить значение следующих слов ( жара- горячий, сильно нагретый воздух, зной; холод- воздух низкой температуры). Если вы это правильно сделаете, то назовете наше королевство».
- А как оно называется? Правильно, королевство Антонимов. А что такое антонимы?
(антонимы(греч. Анти- против, оним-имя)- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением). Какова наша цель пребывания в этом царстве?
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют тему, ставят цели.
|
Изучение и закрепление нового материала
|
1. Работа со стихотворением
Послушайте стихотворение американского поэта Джон Чиарди «Еще одно эхо?»
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь ….БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …КОНЕЦ
2. Работа с учебником
Изучение теоретического материала на стр.86.
Упражнение 188, стр.86 (2 человека у доски)
Упражнение 190, стр.86 (3 человека у доски, по 6 слов)
Б.у. подобрать слова-синонимы.
П.у. составить словосочетания (всего 6)
В.у. составить словосочетания (всего 6), выделить главное и зависимое слово, поставить вопрос.
Изучение теоретического материала на стр.87
Упражнение 192, стр.87
- Составить сложное предложение со словосочетанием ехать по осеннему бездорожью, выполнить синтаксический разбор.
Упражнение 193, стр.87 (2 человека у доски подбирают пары из упражнения, 1 человек подбирает антонимы к 5 словам)
- Для чего нужны антонимы? (Для сопоставления (чёрный-белый) и противопоставления (большой-маленький) Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста:
Если жизнь тебя обманее,
Не печалься, не сердись,
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет!
А.С. Пушкин
|
Слушают стихотворение, подбирают и называют антонимы
Выполняют дифференцированное творческое задание.
|
Выходной контроль
|
Задания для самостоятельной работы.
Б.у. 1. Запишите слова-синонимы парами, выбирая их из обоих столбцов
Врать
очи
скучный
конец
говорить
атмосфера
|
финал
лгать
разглагольствовать
гляделки
нудный
воздух
|
2. Подберите синонимы к данным словам. С подобранными синонимами составьте словосочетания. Например: Хороший – прекрасный день.
Бессердечный, добрый, главный.
3. Запишите пословицы, подчеркните антонимы.
1. Глупый осудит, а умный ра(с,з)судит.
2. Человек от лени б(о,а)леет, а от труда зд(о,а)ровеет.
П.у. 1. Записать последовательно прилагательные по степени возрастания признака.
1) Большущий, исполинский, огромный, большой.
2) Божественный, красивый, роскошный, прекрасный.
2. Подберите синонимы к данным словам. С подобранными синонимами составьте предложения. Например: Хороший – прекрасный. У меня прекрасное настроение.
Скупой, кидать, очи.
3. Допишите антонимы в пословицах и поговорках.
В умной беседе ума наберешься, а в … - свой растеряешь. Петь хорошо …, а говорить - порознь. Меньше говори, … делай.
В.у. Практическая работа
I. К данным словам подберите антоним и как можно больше синонимов:
Плохой – … Исчезать – …
II. Данные слова объедини в пары так, чтобы в каждой были антонимы. С одной из пар составь и запиши предложение, выполни синтаксический разбор.
Встреча, заж..гать, б..гатый, ра(с, сс)тавание, нахо..ка, г..сить, бедный, п..теря, лё..кий, тайный, явный, т..ж..лый.
|
Выполняют упражнения по уровням.
|
Рефлексия
|
- Закончите предложения и запишите их в тетрадь:
Я узнал/а…
Я понял/а…
У1, что ты узнал/а сегодня? что понял/а?
|
Подводят итоги, определяют пробелы в знаниях.
|
Домашнее задание
|
§24 (выучить правило).
Б.у. упр. 194, стр.87.
П.у. упр. 195, стр.88.
В.у. упр. 189, стр.86.
|
Записывают домашнее задание в дневниках.
|
|