Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 2025-06-30, 11:07 PM

Семченко Наталья Викторовна


учитель русского языка и литературы МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа-гимназия №1"
Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [2]
Современные технологии обучения [6]
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (С.П. Лавлинский). [2]
Воспитательная работа [5]
Методические разработки [14]
Внеклассная работа по литературе [3]

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

Технологическая карта модуля русского языка в 5 классе

Технологическая карта модуля русского языка в 5 классе

Тема: Антонимы

Употребление антонимов в устной и письменной речи

Цель деятельности учителя на модуле: 1) совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; 2) дать обучающимся понятие об антонимах; 3) усовершенствовать орфографические навыки; 4) воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться определять синонимы и антонимы, подбирать их, работать со словарями, писать слова с выученными орфограммами.

Оборудование: раздаточный материал «Задания для выходного контроля», конверт, карта страны «Лексикология».

Тип модуля: введение и изучение новых знаний.

Ход модуля

Этап модуля/урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветственное слово.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Проверка домашнего задания

§24 (выучить правило).

Б.у. упр. 179, стр.33.

П.у. упр. 184, стр.84.

В.у. упр. 186, стр.85.

 

Мотивация, определение темы, целеполагание

Слово учителя

- Ну вот, мы и миновали царство Синонимов. Пора двигаться дальше. По дороге на гору Мастерства мы должны преодолеть еще одно королевство.

- Ой, ребята, посмотрите, я нашла около доски какую-то записку. Давайте прочитаем ее.

«Дорогие путешественники-исследователи! Приветствуем Вас в нашем королевстве! Предлагаем выяснить значение следующих слов ( жара- горячий, сильно нагретый воздух, зной; холод- воздух низкой температуры). Если вы это правильно сделаете, то назовете наше королевство».

- А как оно называется? Правильно, королевство Антонимов. А что такое антонимы?

(антонимы(греч. Анти- против, оним-имя)- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением). Какова наша цель пребывания в этом царстве?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют тему, ставят цели.

Изучение и закрепление нового материала

1. Работа со стихотворением

Послушайте стихотворение американского поэта Джон Чиарди «Еще одно эхо?»

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь ….НИЗКО

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь ….БЛИЗКО

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь …ПОЛ.

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ….НАШЕЛ

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ

Теперь НАЧАЛО я скажу.

Ну отвечай …КОНЕЦ

2. Работа с учебником

Изучение теоретического материала на стр.86.

Упражнение 188, стр.86 (2 человека у доски)

Упражнение 190, стр.86 (3 человека у доски, по 6 слов)

Б.у. подобрать слова-синонимы.

П.у. составить словосочетания (всего 6)

В.у. составить словосочетания (всего 6), выделить главное и зависимое слово, поставить вопрос.

Изучение теоретического материала на стр.87

Упражнение 192, стр.87

- Составить сложное предложение со словосочетанием ехать по осеннему бездорожью, выполнить синтаксический разбор.

Упражнение 193, стр.87 (2 человека у доски подбирают пары из упражнения, 1 человек подбирает антонимы к 5 словам)

- Для чего нужны антонимы? (Для сопоставления (чёрный-белый) и противопоставления (большой-маленький) Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста:

Если жизнь тебя обманее,

Не печалься, не сердись,

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет!

А.С. Пушкин

Слушают стихотворение, подбирают и называют антонимы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют дифференцированное творческое задание.

Выходной контроль

Задания для самостоятельной работы.

Б.у. 1. Запишите слова-синонимы парами, выбирая их из обоих столбцов

Врать

очи

скучный

конец

говорить

атмосфера

финал

лгать

разглагольствовать

гляделки

нудный

воздух

2. Подберите синонимы к данным словам. С подобранными синонимами составьте словосочетания. Например: Хороший – прекрасный день.

Бессердечный, добрый, главный.

3. Запишите пословицы, подчеркните антонимы.

1. Глупый осудит, а умный ра(с,з)судит.

2. Человек от лени б(о,а)леет, а от труда зд(о,а)ровеет.

П.у. 1. Записать последовательно прилагательные по степени возрастания признака.

1) Большущий, исполинский, огромный, большой.

2) Божественный, красивый, роскошный, прекрасный.

2. Подберите синонимы к данным словам. С подобранными синонимами составьте предложения. Например: Хороший – прекрасный. У меня прекрасное настроение.

Скупой, кидать, очи.

3. Допишите антонимы в пословицах и поговорках.

В умной беседе ума наберешься, а в … - свой растеряешь. Петь хорошо …, а говорить - порознь. Меньше говори, … делай.

В.у. Практическая работа

I. К данным словам подберите антоним и как можно больше синонимов:

Плохой – … Исчезать – …

II. Данные слова объедини в пары так, чтобы в каждой были антонимы. С одной из пар составь и запиши предложение, выполни синтаксический разбор.

Встреча, заж..гать, б..гатый, ра(с, сс)тавание, нахо..ка, г..сить, бедный, п..теря, лё..кий, тайный, явный, т..ж..лый.

Выполняют упражнения по уровням.

Рефлексия

- Закончите предложения и запишите их в тетрадь:

Я узнал/а…

Я понял/а…

У1, что ты узнал/а сегодня? что понял/а?

Подводят итоги, определяют пробелы в знаниях.

Домашнее задание

§24 (выучить правило).

Б.у. упр. 194, стр.87.

П.у. упр. 195, стр.88.

В.у. упр. 189, стр.86.

Записывают домашнее задание в дневниках.

 

Категория: Методические разработки
Вход на сайт
Поиск

Copyright © 2025