Презентация "Непроизносимые согласные. Гласные буквы"
Технологическая карта модуля русского языка в 5 классе
Тема: Твердые и мягкие согласные
Гласные буквы и обозначающие их звуки
Цель: закрепить и упорядочить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография», выявить «белые пятна» на карте знаний учащихся по разделу, проверить степень освоенности материала в разделе «Фонетика»; отработать орфографическую и пунктуационную грамотность; закрепить произносительные нормы и орфоэпические знания, полученные в этом разделе – развитие речи учащихся; повторить знания о мягких согласных, гласных звуках; совершенствовать умение определять согласные звуки по мягкости/твёрдости, способы обозначения гласных букв я, ю, е, ё; развивать память, внимание, логическое мышление, творчество обучающихся; прививать любовь к русскому языку.
- сознают предмет изучения фонетики, графики, орфоэпии, соблюдают нормы произношения; осознают смыслоразличительную функцию звука; определяют твёрдые и мягкие согласные; обозначают гласные буквы звуками и сочетаниями звуков; работают с текстом, определяют тип речи, стиль текста.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Тип модуля: комбинированный.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки), ПК (презентация).
Ход модуля
Этап модуля/урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
Приветственное слово. Мотивация учения.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге.
|
Проверка домашнего задания
|
Стр.18,21(повторить правило), стр.24 (выучить), выучить рифмованное правило в тетради для правил.
Б.у. упр.37, стр.21.
П.у. упр.35, стр.20.
В.у. упр.40(5 до 7 предложений), стр.22 (использовать слова на орфограммы «Проверяемая согласная», «Непроизносимая согласная»)
|
Ученики зачитывают продолжение сказки, отвечают на вопросы, читают наизусть стихотворения на орфограммы «Непроизносимая и неясная согласная»
|
Входной контроль
|
Работа с карточкой
Карточка № 1 (б.у.)
1. Запишите слова, подбирая проверочные. Образец: узкий – узок
Голу(б,п)ка, вере(ж,ш)ка, сапо(г,к), селе(д,т)ка, но(ж,ш)ка, ука(з,с)ка.
2. Запишите слова, подбирая проверочные. Образец: окрестный – крест
Радос..ный, грус..ный, вкус..ный, чудес..ный, вес..ник, прекрас..ный.
Карточка №2 (п.у.)
1. Запишите слова, подбирая проверочные. С тремя словами составьте словосочетания. Образец:
коробка – коробочка, картонная коробка;
Скрипка, тра(в,ф)ка, дру(к,г), ре(с,з)кий, бума(ш,ж)ка, ни(с,з)кий.
2. Запишите слова, подбирая проверочные. С тремя словами составьте словосочетания. Образец:
сладкий – сладенький, сладкий чай;
Интерес..ный, ненавис..ный, свис..нуть, сер..це, ус..ный, чес..ный.
Карточка №3 (в.у.)
1. Запиши предложения, исправляя ошибки. Подчеркни орфограммы.
Муравъи прячются в дама – к гразе. Ласточьки литают ниско – перед даждём. Вечиром сильно стрекочют кузнечики – к харошей пагоде. Паявление каморов позней осиню предвищяет мяхкую зиму.
2. Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Подчеркни орфограммы.
Ярос_ные, гонят, дуют, парус_ные, ветры, ло_ки.
Края, мес_ность, нашего, прелес_ная, очень.
Мы, встр_чали, жур_влей, прекрас_ном, с детстве, чу_ством, в, в_сной, радос_ным.
|
Выполняют разноуровневые задания по карточкам.
|
Определение темы, целеполагание
|
«Невидимка»
Стал – сталь
Банка – банька
Ел – ель
Уголки – угольки
- Какие особенности произношения слов ел и ель?
- Сформулируйте темы модуля.
- Какие цели перед собой ставим?
|
Формулируют темы и цели модуля. Записывают тему.
|
Изучение и закрепление знаний
|
2. Тест «Тайны твёрдых и мягких согласных»
1. Выберите вариант, где все непарные мягкие согласные:
а) ж, ш, ц б) ч, щ, й в) х, ж, ш
2. Выберите вариант, где непарные твёрдые согласные:
а) ц, ш, щ б) ж, ш, ц в) ц, ч, щ
3. В слове "Женя":
а) все согласные звуки мягкие
б) все согласные звук твёрдые
в) первый согласный твёрдый, второй - мягкий
4. Найдите слово, в котором все согласные звуки твёрдые:
а) шест б) шесть в) шерсть
5. Найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие:
а) стул б) семь в) рука
Проверка. 1-б 2-б 3-в 4-а 5-б
3. Работа со схемами «Твёрдые и мягкие согласные»
4. Работа с учебником
Упражнение 47 (работа со схемой), стр.25.
Упражнение 48, стр.25.
5. Игра «Превращения» (письменно)
Лён в цифру ноль
Лей в дерево ель
Ток в домашнее животное кот
Шёл в неправду ложь
Лоб в название покрытия пол
Упражнение 49, стр.25 (устно)
«Лингвистические игры, задачки» на стр.26.
Упражнение 51, стр.25 (письменно)
Вести, гости, одуванчик, каменщик.
|
Решают тесты, сравнивают ответы со слайдами.
Работают со схемами, выполняют задания упражнений.
|
Актуализация опорных знаний
|
Работа с учебником
- Прочитать информацию в учебнике на стр. 28 о гласных звуках и обозначающих их буквах.
- Читая информацию, поставить в тетради значки.
Приём «Инсерт»
v знаю
+ новое
! интересное
? не понимаю
- Ребята, кто поставил знак? - не понимаю? А знак + новое,! - интересное?
|
Читают теоретический материал, в тетради обозначают значками информацию.
|
Закрепление знаний
|
1. Работа с учебником
Упражнение 55 стр. 28.
Проиллюстрируйте схему в учебнике примерами (письменно)
Упражнение 56, стр.29.
Упражнение 58, стр.29.
2. Работа с текстом
«Журавушка»
Журавушка подрос за лето. Стал он стройный и красивый. Пришла осень. Птицы улетали в жаркие страны. Журавушка улетал вместе со всеми. Вот журавли собрались в стаю. Пора лететь!
Определите стиль текста, тип речи. Подчеркните мягкие согласные. С помощью транскрипции покажите гласные буквы, которые обозначают сочетание двух звуков.
|
Выполняют упражнения.
Работают с текстом, отвечают на вопросы, выполняют задание.
|
Рефлексия
|
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
|
Определяют проблемные места усвоения знаний.
Определяют свое эмоциональное состояние.
|
Домашнее задание
|
Стр.25 (выучить схемы), стр.26,28 (выучить правило в рамке). Упр.52, стр.26.
Б.у. упр.58, стр.29.
П.у. упр.57, стр.29.
В.у. упр.59, стр.29.
|
Записывают домашнее задание в дневники.
|
Входной(выходной) контроль по теме «Непроизносимые и сомнительные согласные») 5 класс
Карточка № 1 (б.у.)
1. Запишите слова, подбирая проверочные. Образец: узкий – узок
Голу(б,п)ка, вере(ж,ш)ка, сапо(г,к), селе(д,т)ка, но(ж,ш)ка, ука(з,с)ка.
2. Запишите слова, подбирая проверочные. Образец: окрестный – крест
Радос..ный, грус..ный, вкус..ный, чудес..ный, вес..ник, прекрас..ный.
Карточка №2 (п.у.)
-
Запишите слова, подбирая проверочные. С тремя словами составьте словосочетания. Образец:
коробка – коробочка, картонная коробка;
Скрипка, тра(в,ф)ка, дру(к,г), ре(с,з)кий, бума(ш,ж)ка, ни(с,з)кий.
2. Запишите слова, подбирая проверочные. С тремя словами составьте словосочетания. Образец:
сладкий – сладенький, сладкий чай;
Интерес..ный, ненавис..ный, свис..нуть, сер..це, ус..ный, чес..ный.
Карточка №3 (в.у.)
1. Запиши предложения, исправляя ошибки. Подчеркни орфограммы.
Муравъи прячются в дама – к гразе. Ласточьки литают ниско – перед даждём. Вечиром сильно стрекочют кузнечики – к харошей пагоде. Паявление каморов позней осиню предвищяет мяхкую зиму.
2. Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Подчеркни орфограммы.
Ярос_ные, гонят, дуют, парус_ные, ветры, ло_ки.
Края, мес_ность, нашего, прелес_ная, очень.
Мы, встр_чали, жур_влей, прекрас_ном, с детстве, чу_ством, в, в_сной, радос_ным.
Входной(выходной) контроль по теме «Непроизносимые и сомнительные согласные») 5 класс
Карточка № 1 (б.у.)
1. Запишите слова, подбирая проверочные. Образец: узкий – узок
Голу(б,п)ка, вере(ж,ш)ка, сапо(г,к), селе(д,т)ка, но(ж,ш)ка, ука(з,с)ка.
2. Запишите слова, подбирая проверочные. Образец: окрестный – крест
Радос..ный, грус..ный, вкус..ный, чудес..ный, вес..ник, прекрас..ный.
Карточка №2 (п.у.)
-
Запишите слова, подбирая проверочные. С тремя словами составьте словосочетания. Образец:
коробка – коробочка, картонная коробка;
Скрипка, тра(в,ф)ка, дру(к,г), ре(с,з)кий, бума(ш,ж)ка, ни(с,з)кий.
2. Запишите слова, подбирая проверочные. С тремя словами составьте словосочетания. Образец:
сладкий – сладенький, сладкий чай;
Интерес..ный, ненавис..ный, свис..нуть, сер..це, ус..ный, чес..ный.
Карточка №3 (в.у.)
1. Запиши предложения, исправляя ошибки. Подчеркни орфограммы.
Муравъи прячются в дама – к гразе. Ласточьки литают ниско – перед даждём. Вечиром сильно стрекочют кузнечики – к харошей пагоде. Паявление каморов позней осиню предвищяет мяхкую зиму.
2. Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Подчеркни орфограммы.
Ярос_ные, гонят, дуют, парус_ные, ветры, ло_ки.
Края, мес_ность, нашего, прелес_ная, очень.
Мы, встр_чали, жур_влей, прекрас_ном, с детстве, чу_ством, в, в_сной, радос_ным.
Входной(выходной) контроль по теме «Непроизносимые и сомнительные согласные») 5 класс
Карточка № 1 (б.у.)
1. Запишите слова, подбирая проверочные. Образец: узкий – узок
Голу(б,п)ка, вере(ж,ш)ка, сапо(г,к), селе(д,т)ка, но(ж,ш)ка, ука(з,с)ка.
2. Запишите слова, подбирая проверочные. Образец: окрестный – крест
Радос..ный, грус..ный, вкус..ный, чудес..ный, вес..ник, прекрас..ный.
Карточка №2 (п.у.)
-
Запишите слова, подбирая проверочные. С тремя словами составьте словосочетания. Образец:
коробка – коробочка, картонная коробка;
Скрипка, тра(в,ф)ка, дру(к,г), ре(с,з)кий, бума(ш,ж)ка, ни(с,з)кий.
2. Запишите слова, подбирая проверочные. С тремя словами составьте словосочетания. Образец:
сладкий – сладенький, сладкий чай;
Интерес..ный, ненавис..ный, свис..нуть, сер..це, ус..ный, чес..ный.
Карточка №3 (в.у.)
1. Запиши предложения, исправляя ошибки. Подчеркни орфограммы.
Муравъи прячются в дама – к гразе. Ласточьки литают ниско – перед даждём. Вечиром сильно стрекочют кузнечики – к харошей пагоде. Паявление каморов позней осиню предвищяет мяхкую зиму.
2. Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Подчеркни орфограммы.
Ярос_ные, гонят, дуют, парус_ные, ветры, ло_ки.
Края, мес_ность, нашего, прелес_ная, очень.
Мы, встр_чали, жур_влей, прекрас_ном, с детстве, чу_ством, в, в_сной, радос_ным.
|