Презентация "Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные"
Технологическая карта модуля русского языка в 5 классе
Тема: Глухие и звонкие согласные
Непроизносимые согласные
Цель: закрепить и упорядочить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография», выявить «белые пятна» на карте знаний учащихся по разделу, проверить степень освоенности материала в разделе «Фонетика»; отработать орфографическую и пунктуационную грамотность; закрепить произносительные нормы и орфоэпические знания, полученные в этом разделе – развитие речи учащихся; развивать память, внимание, логическое мышление, творчество обучающихся; прививать любовь к русскому языку.
- сознают предмет изучения фонетики, графики, орфоэпии, соблюдают нормы произношения постановки ударения. Осознают смыслоразличительную функцию звука.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Тип модуля: комбинированный.
Оборудование: учебник, дидактический материал, ПК (презентация).
Ход модуля
Этап модуля/урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
Приветственное слово. Мотивация учения.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге.
|
Проверка домашнего задания
|
Упр.33 выучить схему, 19, 21 выучить правило, орфограф.практ. на стр.18.
Опрокинуться, родник, карандаш, пароход, гостиная, возвращаться с полпути, сидеть на подсолнухе, зверёк, запах.
Б.у. упр.36, стр.20.
П.у. упр.43, стр.23.
В.у. упр. 39, стр.23.
|
Ученики зачитывают мини-сочинение, отвечают на вопросы.
|
Определение темы, целеполагание
|
Задание 1.
Отгадайте загадки.
1.С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
2.С глухим траву она срезает,
Со звонким – и листочки объедает.
3.С глухим в начале –кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий.
Задание 2. Чем различаются данные слова? Сформулируйте тему модуля. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?
|
Отгадывают загадки, записывают отгаданные слова:
1.колос-голос
2.коса-коза
3.шар-жар
Формулируют тему и цель урока. Записывают тему.
Заполняют таблицу. Выполняют задание 4. Организуют самопроверку работы.
|
Актуализация опорных знаний
|
Задание 3. Выпишите слова, в которых 1) все согласные звуки глухие, 2) все согласные звуки звонкие.
1)
|
2)
|
Шоссе цитата легко сказка
|
вокзал рама жжение лимон терем
|
Шоссе, завтрак, вокзал, рама, цитата, легко, жжение, лимон, терем, стой, сказка.
Работа с учебником
Упражнение 35, стр.19 (после объяснения правила на стр.19)
«Проверяемая согласная»
Сомнительный согласный в корне
Порой стоит не в чёткой форме.
В проверке способ безотказный –
После него поставить гласный.
Упражнение 38, стр.21.
Упражнение 42, стр.22.
1в. 4А
2в. 4Б
|
|
Определение темы, целеполагание
|
«Подумай и ответь»
Ровестник – ровесник
? Сверсник – сверстник
? Наперстник – наперсник
? Чуство – чувство
- Сформулируйте ещё одну тему модуля, поставьте цели.
|
Дети выполняют задания, работают устно.
Определяют тему модуля, формулируют цели.
|
Изучение и закрепление знаний
|
1. Работа с учебником
Упражнение 44, стр.24 (письменно)
«Непроизносимые согласные»
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
2. «Журавушка»
Журавушка подрос за лето. Стал он стройный и красивый. Пришла осень. Птицы улетали в жаркие страны. Журавушка улетал вместе со всеми. Вот журавли собрались в стаю. Пора лететь!
|
Работают письменно в тетрадях.
|
Выходной контроль
|
Работа с карточками
Карточка №1 («Проверяемая согласная»)
Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Образец: робкий юноша (робок).
Про .. ьба о помощи, ветхая сторо .. ка, ме .. кий глаз, тяжёлый моло .. , сла .. кий
Карточка №2 («Проверяемая согласная»)
Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Образец: робкий юноша (робок).
Мя .. кая обло .. ка, лё .. кая бума .. ка, шерстяные варе .. ки, вкус ..ные пиро…ки.
Карточка №3 («Непроизносимые согласные»)
Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Образец: участвовать в олимпиаде (участие).
Шес .. надцать километров, глас .. ный звук, искус .. ный мастер, бескорыс .. ный
- влас .. ный характер, опас .. ный переезд.
Карточка №4(«Непроизносимые согласные»)
Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Образец: лестная речь (лесть)
Доблес .. ный воин, поз .. ним вечером, прекрас .. ная погода, чудес .. ное утро, чу .. ство ответственности, ус .. ный ответ.
Карточка №5 (Б.у.)
Запишите пословицы, выделите графически орфограмму «Проверяемая согласная в корне».
1) Сядем рядком да поговорим ладком. 2) Мёд есть - в улей лезть. 3) Каково семя, таков и плод. 4) Взяв коровку, возьми и верёвку. 5) Нет такого дружка, как родная матушка. 6) Терпенье и труд всё перетрут.
|
|
Рефлексия
|
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
|
Определяют проблемные места усвоения знаний.
Определяют свое эмоциональное состояние.
|
Домашнее задание
|
Стр.18,21(повторить правило), стр.24 (выучить), выучить рифмованное правило в тетради для правил.
Б.у. упр.37, стр.21.
П.у. упр.35, стр.20.
В.у. упр.40(5 до 7 предложений), стр.22 (использовать слова на орфограммы «Проверяемая согласная», «Непроизносимая согласная»)
|
Записывают домашнее задание в дневники.
|
|