Технологическая карта модуля русского языка в 6 классе
Тема. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы.
Неологизмы.
Цель: дать учащимся представление о лексике русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления; развивать память, мышление, воображение, творческие способности; прививать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с архаизмами, историзмами, неологизмами, их особенностями.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания
Познавательные: уметь делать выводы на основе наблюдений.
Коммуникативные: рефлексия своих действий.
Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.
Оборудование: учебник, РМ для входного контроля.
Тип модуля: введения и изучения новых знаний.
Ход модуля
Этап модуля/урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
Приветственное слово. Мотивация учения.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге.
|
Проверка домашнего задания
|
Стр.78 (выучить теоретический материал), стр.81 «Советы помощника».
Б.у. упр.150, стр.80.
П.у. упр.147, стр.79.
В.у. упр.154, стр.81.
|
Ученики выполняют синтаксический разбор предложений.
|
Входной контроль
|
«Закончи высказывания»
1. Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются...
2. Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.
3. Слова глас и голос – братья, потому что...
4. В слове охл..дить в корне надо писать гласный ..., так как...
5. Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов являются….. сочетания.
6. Слова брат, трава не имеют неполногласия, так как…
|
Выполняют дифференцированные задания.
|
Мотивация, определение темы, целеполагание
|
Работа с эпиграфом
«В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких. Он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». (Н. В. Гоголь)
-В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя?
-Спрогнозируйте тему модуля, поставьте цель, определите задачи.
Объявляет тему, цель, задачи модуля.
Запись на доске и в классном журнале.
|
Выполняют морфемный разбор слов, отвечают на вопросы.
Определяют тему модуля, ставят цели.
|
Введение и изучение нового материала
|
1. «Работа с текстом»
Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.
Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.
Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.
Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.
Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.
Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.
– Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!
– Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.
- Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?
2. Слово учителя
Устаревшие слова в зависимости от причин, вызывающих их выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы.
Историзмы – это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами.
В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга.
Появление историзмов, как правило, вызвано внеязыковыми причинами (социальными преобразованиями в обществе, развитием производства и т.д.).
Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория - победа, ведать – знать и т.д.
Неологизмы – новые слова, не освоенные полностью языком. Новое слово является неологизмом только до тех пор, пока оно не выходит за пределы пассивного состава словаря.
Многие новообразования бывают неологизмами очень недолго: получив широкое распространение в речи, они становятся достоянием всего народа и входят в его активный словарный запас. Так, недолго оставались неологизмами такие ставшие теперь общеупотребительными слова, как компьютер, дискета, мобильный телефон (мобильник), SMS, СНГ, НБУ, приватизация и др.
3. Работа с учебником
Изучение теоретического материала на стр.82
Изучение материала в схеме из упр.155
Изучение материала в схеме из упр.157
|
Слушают текст, отвечают на вопросы
|
Закрепление знаний
|
1. Работа с учебником
Упражнение 158 стр.83 (самостоятельно)
-Выпишите сначала историзмы, а затем архаизмы.
Историзмы: боярин, городовой (название должностного лица), челядь (дворовые слуги), волость (администр. названия)
Архаизмы: тать (вор), вертило (парус), живот (жизнь), истукан (статуя).
2. Лингвистическое исследование
Подберите к данным устаревшим словам современные.
Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.
Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.
3. Работа с учебником
Упражнение 162, стр.85.
Одежда: Армяк-душегрея-зипун-кафтан-камзол-рубаха-тулуп -понева-шушун -порты.
Обувь: онучи
Головной убор: ермолка-картуз-кокошник-малахай-сорока
Изучение теоретического материала на стр.85
Упражнение 164, стр.85.
Подчеркнуть иноязычные приметы.
|
Выполняют упражнения
|
Рефлексия
|
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
|
Определяют проблемные места усвоения знаний.
свое эмоциональное состояние.
|
Домашнее задание
|
Стр.82 ,83,85 (схемы+теор.матер.)
Б.у. упр.156, стр.82.
П.у. упр.159, стр.83.
В.у. упр.160, стр.81 (выписать устаревшие слова, определить их значение (письменно)
|
Записывают задание в дневники.
|
|