Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 2025-06-30, 2:49 AM

Семченко Наталья Викторовна


учитель русского языка и литературы МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа-гимназия №1"
Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [2]
Современные технологии обучения [6]
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (С.П. Лавлинский). [2]
Воспитательная работа [5]
Методические разработки [14]
Внеклассная работа по литературе [3]

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

Технологическая карта модуля русского языка в 6 классе

Технологическая карта модуля русского языка в 6 классе

 

Тема. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы.

Неологизмы.

Цель: дать учащимся представление о лексике русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления; развивать память, мышление, воображение, творческие способности; прививать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с архаизмами, историзмами, неологизмами, их особенностями.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания

Познавательные: уметь делать выводы на основе наблюдений.

Коммуникативные: рефлексия своих действий.

Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.

Оборудование: учебник, РМ для входного контроля.

Тип модуля: введения и изучения новых знаний.

Ход модуля

Этап модуля/урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветственное слово. Мотивация учения.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Проверка домашнего задания

Стр.78 (выучить теоретический материал), стр.81 «Советы помощника».

Б.у. упр.150, стр.80.

П.у. упр.147, стр.79.

В.у. упр.154, стр.81.

Ученики выполняют синтаксический разбор предложений.

Входной контроль

«Закончи высказывания»

1. Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются...

2. Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.

3. Слова глас и голос – братья, потому что...

4. В слове охл..дить в корне надо писать гласный ..., так как...

5. Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов являются….. сочетания.

6. Слова брат, трава не имеют неполногласия, так как…

Выполняют дифференцированные задания.

Мотивация, определение темы, целеполагание

 

 

Работа с эпиграфом

«В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких. Он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». (Н. В. Гоголь)

-В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя?

-Спрогнозируйте тему модуля, поставьте цель, определите задачи.

Объявляет тему, цель, задачи модуля.

Запись на доске и в классном журнале.

Выполняют морфемный разбор слов, отвечают на вопросы.

 

 

Определяют тему модуля, ставят цели.

Введение и изучение нового материала

 

1. «Работа с текстом»

Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.

Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.

Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.

Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.

Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.

– Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!

– Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.

- Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?

2. Слово учителя

Устаревшие слова в зависимости от причин, вызывающих их выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами.

В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга.

Появление историзмов, как правило, вызвано внеязыковыми причинами (социальными преобразованиями в обществе, развитием производства и т.д.).

Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория - победа, ведать – знать и т.д.

Неологизмы – новые слова, не освоенные полностью языком. Новое слово является неологизмом только до тех пор, пока оно не выходит за пределы пассивного состава словаря.

Многие новообразования бывают неологизмами очень недолго: получив широкое распространение в речи, они становятся достоянием всего народа и входят в его активный словарный запас. Так, недолго оставались неологизмами такие ставшие теперь общеупотребительными слова, как компьютер, дискета, мобильный телефон (мобильник), SMS, СНГ, НБУ, приватизация и др.

3. Работа с учебником

Изучение теоретического материала на стр.82

Изучение материала в схеме из упр.155

Изучение материала в схеме из упр.157

Слушают текст, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний

1. Работа с учебником

Упражнение 158 стр.83 (самостоятельно)

-Выпишите сначала историзмы, а затем архаизмы.

Историзмы: боярин, городовой (название должностного лица), челядь (дворовые слуги), волость (администр. названия)

Архаизмы: тать (вор), вертило (парус), живот (жизнь), истукан (статуя).

2. Лингвистическое исследование

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

3. Работа с учебником

Упражнение 162, стр.85.

Одежда: Армяк-душегрея-зипун-кафтан-камзол-рубаха-тулуп -понева-шушун -порты.

Обувь: онучи

Головной убор: ермолка-картуз-кокошник-малахай-сорока

Изучение теоретического материала на стр.85

Упражнение 164, стр.85.

Подчеркнуть иноязычные приметы.

Выполняют упражнения

Рефлексия

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Определяют проблемные места усвоения знаний.

свое эмоциональное состояние.

Домашнее задание

Стр.82 ,83,85 (схемы+теор.матер.)

Б.у. упр.156, стр.82.

П.у. упр.159, стр.83.

В.у. упр.160, стр.81 (выписать устаревшие слова, определить их значение (письменно)

Записывают задание в дневники.

 

Категория: Методические разработки
Вход на сайт
Поиск

Copyright © 2025