Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 2025-06-30, 4:22 AM

Семченко Наталья Викторовна


учитель русского языка и литературы МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа-гимназия №1"
Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [2]
Современные технологии обучения [6]
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (С.П. Лавлинский). [2]
Воспитательная работа [5]
Методические разработки [14]
Внеклассная работа по литературе [3]

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

Технологическая карта модуля русского языка в 6 классе

Технологическая карта модуля русского языка в 6 классе

Тема. Фразеологизмы.

Источники фразеологизмов.

Цель: познакомить учащихся с таким понятием как фразеологизм, фразеологический оборот; работать над обогащением словарного запаса языка; развивать навыки работы с художественно-изобразительными средствами языка; прививать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

предметные: закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке; отработка знаний, умений, навыков по теме.

метапредметные: обогащение словарного запаса учащихся; формирование умений: определять лексическое значение слов; работа со словарем; развитие устной и письменной связной речи; определять, в каком значении употреблены слова в контексте; употреблять слова в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами; применение изученного материала в нестандартной ситуации; отработка навыков анализа изученного материала;

личностные: отработка навыков работы в группе; умение слушать друг друга; уважать мнение других; помогать друг другу; уважать достижения других.

Оборудование: учебник.

Тип модуля: введения и изучения новых знаний.

Ход модуля

Этап модуля/урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветственное слово. Мотивация учения.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Проверка домашнего задания

§25 (выучить правило).

Б.у. упр.195, стр.102.

П.у. упр.197, стр.102.

В.у. упр.199, стр.103 (до 8 предложений).

Читают тексты

Мотивация учебной деятельности

 

 

Слово учителя

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы. Сформулируйте тему, определите цели.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Формулируют тему, ставят цели.

Актуализация опорных знаний

Лексикологический практикум

- Мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия.

- Кстати, а что такое лексика?

1) Какие слова мы называем заимствованными? СЛАЙД 1

Найдите заимствованные слова и замените русскими. Запись слов парами.

* При проверке было выявлено немало дефектов. ( дефект|недостаток)

* Он пишет мемуары.

* Ваши аргументы убедительны. (доводы)

* Все работали с энтузиазмом.( энтузиазм|азарт|воодушевление|восторг|горячность)

* Мы гордимся нашим голкипером. (вратарь)

Чем являются слова в каждой паре? Докажите.

  1. Найдите устаревшие слова и замените современными. СЛАЙД 2

* Горят румянцем свежие ланиты.

* Построен град великий над Невой.

- Почему вы смогли это сделать? (Архаизмы) А какие еще виды устаревших слов вы знаете?

3) По предложенному отрывку отгадайте, о какой профессии идет в нем речь. СЛАЙД 3 Записать.

* Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

* Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

* - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

- Что с ним?

- Инфильтрат в левом легком под ключицей.

- А сколько граммов стрептомицина вы уже. вкололи этому юноше?

- Пятьдесят два. Роман Борисович.

- Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).

Почему вам удалось так быстро справиться с заданием? Какие слова помогли? Что такое профессионализмы?

4) О каких изученных в этом разделе словах мы не упомянули? НЕОЛОГИЗМЫ. Что это за слова? Приведите примеры.

 

Введение и изучение материала

 

1. Работа с учебником

Изучение теоретического материала на стр.105.

З а д а н и е 1 (устно)

-- Что не вырубишь топором? СЛАЙД 4

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

-- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

- Как вы думаете, почему Ф. называют крылатыми выражениями?

Упражнение 201, стр.104.

Упражнение 204, стр.106.

Упражнение 205, стр.106.

Задание № 2

Соедините разбросанные части фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части фразеологизмов «. У доски работают 2 человека).

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)

«Кататься как сыр в масле» - замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь

«Денег куры не клюют» - неимоверно много даже с избытком

«Как кот наплакал» - очень мало

После дождичка в четверг - неизвестно когда исполнится.

Знать назубок - превосходно выучить что-либо

Где раки зимуют - проучить, жестоко наказать кого-либо

История фразеологизмов

Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

- Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический.

Упражнение 206, стр.106.

«Орфографический практикум» на стр.104.

Задание № 3

Выборочный диктант

1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)

Сломя голову

Сидеть сложа руки

Во все лопатки

Водить за нос

Втирать очки

Бить баклуши

Во весь дух

Вводить в заблуждение

Со всех ног

Высунув язык

Задание №4 (слайд) Зоологическая страничка. Вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)

-- Голоден, как …(волк)

-- Труслив, как ...(заяц)

-- Здоров, как …(бык)

-- На ухо наступил… (медведь)

-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

-- Грязный, как … (свинья)

-- Колючий, как … (еж)

А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями ( Н-р Хитёр как лиса)

Изворотлив как уж

Надут как индюк

Нем как рыба

Грязный как свинья

Упрям как осёл

Болтлив как сорока

Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением ( у доски один человек).

Задание № 5

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1 вар-т Синонимы; 2 вариант – антонимы)

(Задание 4 раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Задание № 6 .

Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом или словосочетанием (устно):

Пустить красного петуха (поджечь что-либо); зеница ока (самое важное)

скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо); морочить голову

(отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. соврем. простореч.: вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах).

Слушают учителя.

Знакомятся с теоретическим материалом.

 

Выполняют задание устно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют словосочетания.

Выходной контроль

Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

Определяют проблемные места усвоения знаний.

свое эмоциональное состояние.

Рефлексия

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

 

Домашнее задание

§26 (выучить правило) В.у. упр.211, стр.107 (выполнить синт.разб. одного предложения.

П.у. упр.208, стр.107 (проверить по словарю) Б.у. упр.202, стр.105.

 

Записывают в дневники.

 

Категория: Методические разработки
Вход на сайт
Поиск

Copyright © 2025