Тема: Морфологический разбор деепричастия. Повторение темы «Морфология. Деепричастие».
Цель: активизировать знания учащихся о понятии деепричастия, совершенствовать умение определять признаки глагола и наречия у деепричастия, находить деепричастный оборот, ставить разделительные знаки; писать НЕ с деепричастием; познакомить с порядком выполнения морфологического разбора деепричастия; развивать внимание к слову и его лексическому значению, память, образное мышление; прививать любовь и уважение к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: находить деепричастия, определять грамматические категории наречия и глагола в деепричастии, ставить разделительные знаки при деепричастном обороте, писать не с деепричастием, выполнять морфологический разбор.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Познавательные: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, работать индивидуально; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, умение чувствовать выразительность речи, осознание ответственности за написанное и произнесённое; необходимости тщательного отбора лексического материала в процессе общения.
Оборудование: учебник (Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват. Организаций/ [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александровна, О.В. Загоровская и др.]. – М.: Просвещение, 2016. – 208с.), раздаточный материал, проектор.
Тип модуля: уро обобщения и систематизации знаний.
Ход модуля
Этап модуля/урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
Приветственное слово.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге.
|
Мотивация учебной деятельности, определение темы модуля, целеполагание
|
1. «Четвёртое лишнее» (устно)
Говорю, говорил, говоря.
Гордо, тихо, не смотря.
- По какому принципу вы исключили лишнее слово?
- О какой форме глагола пойдёт речь на модуле?
2. Синтаксически-пунктуационный практикум
- Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы и разделительные знаки.
Не/открывая гла(с,з) я насл..ждался утре(н,нн)им пением птиц.
- Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию. Какая часть речи перед вами?
Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу? (ответы учеников: важно знать основное действие, чтобы определить по вопросу добавочное)
- Есть ли в предложении слова, которые зависят от деепричастия? Какую синтаксическую конструкцию образуют деепричастия с зависимыми словами?
- Назовите орфограмму, которая встретилась в деепричастии.
- Сформулируйте тему модуля, поставьте цели.
- Повторить
- Познакомиться
- Научиться
«Карта успеха»:
1. «Ассоциативный куст»
2. Работа со схемой
3. Практикум «Морфологический разбор деепричастия»
|
Выполняют задание, определяют тему модуля, ставят цели.
|
Актуализация опорных знаний
|
1. «Ассоциативный куст» (письменно)
Признаки глагола и наречия у деепричастия
глагола наречия
1) вид (совершенный и несовершенный) 1) неизменяемость (нет окончания)
2) возвратность (возвратное/невозвратное) 2) синтаксическая роль - обстоятельство
3) вопрос (что делая? что сделав?)
Признаки глагола и наречия у деепричастия
? ?
1) ? (совершенный и несовершенный) 1) ? (нет окончания)
2) ? (возвратное/невозвратное) 2) синтаксическая роль - ?
3) вопрос (? ?)
2. Распределительный диктант (письменно) 2 человека у доски
Задание: запишите деепричастия, распределяя в две колонки, обозначьте суффиксы деепричастий.
Крича, действуя, примчавшись, бережа, столкнувшись, найдя, пройдя, идя, умывшись, закупорив, окрикнув, вертясь, смотря, вглядываясь, гня.
Деепричастия сов.в.
|
Деепричастия несов.в.
|
Примчавшись, столкнувшись, найдя, пройдя, умывшись, принесши, окрикнув
|
Крича, действуя, идя, вертясь, смотря, вглядываясь.
|
- Проблемный вопрос: какие два деепричастия не записали ни в одну из колонок? Почему? (бережа – деепричастия несов.в. не образуются от глаголов на –чь (беречь), гня – не образу.тся от глаголов несов.в. на –нуть (гнуть).
3. Работа со схемой (устно)
Разделительные знаки при деепричастии и деепричастном обороте
Выделяются запятой/запятыми не выделяются запятыми
? 1) ? (входит в состав фразеологизма)
Например: 1)Не умолкая ни на минуту, Например: Туристы работали засучив рукава.
в саду пели птицы. 2) ? (близко к наречию образа действия)
2) В саду, не умолкая ни на минуту, Например: ученики выполняли задание не
пели птицы. переговариваясь.
3) В саду пели птицы, не умолкая ни на минуту.
|
Выполняют упражнение (заполняют пропуски)
Распределяют слова в две колонки, формулирую правило.
Отвечают на проблемный вопрос, делают выводы.
|
Изучение и закрепление материала
|
Работа с учебником (Практикум «Морфологический разбор деепричастия»)
Изучение теоретического материала «Порядок морфологического разбора деепричастия» на стр.100.
Порядок морфологического разбора деепричастия
I. Деепричастие. Общее грамматическое значение. Вопрос.
II. Начальная форма (текстовая форма слова). Морфологические признаки:
а) постоянные: вид (совершенный/несовершенный); возвратность (возвратное/невозвратное);
б) непостоянные отсутствуют, так как является неизменяемой формой глагола
III. Синтаксическая роль – обстоятельство, входит в состав деепричастного оборота.
Образец оформления письменного морфологического разбора деепричастия:
У отца была привычка: слушая собеседника, он склонял голову к плечу в избытке вежливого внимания.
Слушая (склонял) – деепричастие, обозначает добавочное действие по отношению к глаголу-сказуемому; как? что делая? Н.ф. – слушая, пост.пр.: несов.в., невозвр.; непост.пр. отсутсвуют, т.к. является неизменяемой формой глагола; синт.роль – обстоятельство, входит в состав деепричастного оборота.
Упражнение 194 стр.100.
Задание: определить тему текста, основную мысль. Как вы думаете, относится ли данный текст к рассуждению-объяснению? Устно обоснуйте свою точку зрения.
Из 3-го абзаца выпишите предложения, содержащие деепричастные обороты. Произведите морфологический разбор деепричастий.
«Найди ошибку»
Ученик 7 класса, выполняя задание из упражнения 194, выписал предложение с деепричастным оборотом и выполнил морфологический разбор деепричастия. Проверьте, не допустил ли он ошибку и все ли характеристики указал, выполняя задание.
Думая о словаре «природных слов» я делил его на разделы: слова «лесные», «полевые», «луговые», «слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озёрах, растениях и животных.
Думая3 – дееприч., обозначает добавочное действие по отношению к глаголу-сказуемому; как? что делая? Н.ф. – думал, пост.пр.: несов.в., возвр.; непост.пр. отсутсвуют, т.к. является неизменяемой формой глагола; синт.роль – обстоятельство.
Запишите, исправляя ошибки и добавляя необходимые характеристики.
|
Читают теоретический материал, записывают порядок выполнения морфологического разбора в тетради для правил.
Выполняют задание в тетрадях.
|
Рефлексия
|
«Карта успеха»:
1. «Ассоциативный куст»
2. Морфологический разбор деепричастия
3. «Найди ошибку»
|
Оценивают выполнение заданий, определяют проблемные места.
|
Выходной контроль
|
Базовый уровень «Практикум»
Запишите предложения, расставляя недостающие запятые. Выполните морфологический разбор деепричастия из 3-го предложения.
1) Не печалься о сыне злую долю кляня. 2) Крестьянин торжествуя на дровнях обновляет путь. 3) И он смело пошел вперед пересекая чистую поляну.
Повышенный уровень «Составители»
Образуйте от глаголов в скобках деепричастия. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, выполните морфологический разбор деепричастия.
Стр.103 упражнение 3
Вторе и пятое предложения.
Высокий уровень «Фейерверк»
1) весело п..свистывая3/ в предвкушении теплой встречи с р..дными./ Я иду д..мой
Я иду домой, весело посвистывая в предвкушении теплой встречи родными.
2) кружась бел..снежными вихрями/ Снег ложит?ся на землю/ и п..крывая всё вокруг бел..снежным п..крывалом.
Снег ложится на землю, кружась белоснежными вихрями и покрывая все вокруг белоснежным покрывалом.
3) изредка издавая/ Птицы летят на юг/прощальные звуки.
Птицы летят на юг, изредка издавая прощальные звуки.
|
Выполняют задания.
|
Подведение итогов
|
Сегодня на модуле:
Повторили…
Познакомились …
Научились …
|
Подводят итоги
|
Домашнее задание
|
§22-25 (повторить теоретический материал),27(выучить порядок морфологического разбора деепричастия).
Базовый уровень: стр.104 упр.4 (задание №2)
Повышенный уровень: стр.103 упр.3 (от глаголов в скобках образовать деепричастия, записать получившийся текст, выполнить морфологический разбор деепричастия из последнего предложения)
Высокий уровень: стр.105 упр.5 (задание перед текстом, №2,3)
|
Записывают в дневники.
|
|