Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 2025-06-30, 7:18 AM

Семченко Наталья Викторовна


учитель русского языка и литературы МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа-гимназия №1"
Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [2]
Современные технологии обучения [6]
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (С.П. Лавлинский). [2]
Воспитательная работа [5]
Методические разработки [14]
Внеклассная работа по литературе [3]

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема: Морфологический разбор имени существительного.

Цель деятельности учителя на уроке: обобщить знания учащихся об имени существительном, подчеркнуть его особое важное значение в русском языке; углубить понимание его морфологических признаков; расширять словарный запас учащихся; развивать память, мышление, внимание учащихся; воспитывать живой интерес к изучению языка, прививать желание трудиться.

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; понимать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

предметные: выполнять морфологический разбор имени существительного; определять грамматические категории.

Метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, самооценки;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

Оборудование: учебник, раздаточный материал для входного контроля, проектор, компьютер.

Тип модуля: урок закрепления полученных знаний.

Ход модуля

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветственное слово. Проверка подготовки учащихся к уроку.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

- В народе говорят: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием». Как вы думаете, в какой жизненной ситуации можно употребить эту пословицу? Так говорят, когда возникает необходимость подчеркнуть высокую роль знаний и обучения в жизни человека. Знание крайне важно для человечества. Подобно тому, как без солнечного света не может быть тепла и жизни на Земле, без знания человек погружается в пучину невежества.

- Предлагаю девизом нашего урока считать именно эту народную мудрость.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Проверка домашнего задания

- В продолжение темы народной мудрости переходим к проверке домашнего задания.

Повышенный уровень

Упражнение 292, стр.19

1. Что написано пером (ед.ч.) – не вырубить и топором. 2. Глупость (ед.ч.) – не порок (ед.ч.). 3. С дурака (ед.ч.) взятки (мн.ч.) гладки. 4. Зажми рот (ед.ч.), да не говори с год (ед.ч.)! 5. Замолчал, как воды (ед.ч.) в рот (ед.ч.) набрал. 6. От языка (ед.ч.) не уйдёшь – язык (ед.ч.) везде достанет.

1. Никогда не пиши того, что не решаешься подписать (например документы). Если написанное стало известно, вошло в силу, его уже не изменишь, не исправишь.

2. Объяснение от слова порок (нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека)

3. Ничего не возьмешь, добьешься, не получишь.

4. Замолчи.

5. Человек молчит, не отвечая на прямое обращение, то есть поступает так, словно у него действительно полный рот воды и он боится пролить её, если раскроет рот для ответа. Конечно, на самом деле воды во рту у человека нет, а молчать он может по многим причинам. Прежде всего, он может молчать потому, что нечего сказать в оправдание своего поступка, потому что этот фразеологизм частенько проскальзывает в речи обвинителей, например родителей, которые пытают ребенка о его проступке.

6. Означает, что если о тебе ходят какие-то слухи, то весьма трудно от них избавиться.

Высокий уровень

Упражнение 293, стр.19

Ед. и мн.ч.

Только ед.ч.

Только мн.ч.

Ботинки, лыжи, суп, сок, дерево, капуста, квас, работа, закат, помидоры.

Горох, бельё, молоко, мясо, любовь, молодёжь, учёба, краснота.

Ножницы, джинсы, отруби, сливки, обои, опилки, чернила, каникулы, сутки, щи, ворота, прятки.

- Что называют существительные, которые употребляются только в единственном числе? (собирательные – молодёжь, отвлечённые – учёба, название качества или признака – краснота, вещество – молоко)

- Что называют существительные, которые употребляются только во множественном числе? (название парных предметов – ножницы, джинсы; временные промежутки – каникулы, сутки; названия игр – прятки; веществ – сливки, чернила)

Учащиеся сравнивают выполненное задание с образцом на слайде.

Входной контроль

Б.у. Диктант с пропусками

Имена существительные изменяются по _________________, т.е. имеют соотносительные пары форм ____________________________ и __________________________ числа: поезд едет - ______________

едут, написать письмо – написать ___________________, увидеть друга – увидеть ________________.

Некоторые существительные имеют формы только единственного числа, например:_______________,

_____________; некоторые – только множественного числа, например: __________________________,

______________________ .

П.у. «Текстовый редактор»

Записать предложения, исправляя ошибки, допущенные в употреблении форм единственного и множественного числа имен существительных. Указать число имён существительных.

1. Закончилась каникула, началась учебная будня. (Закончились каникулы (только мн.ч.), учебные будни (только мн.ч.))

2. На детской площадке установили новую качелю. (Качели (только мн.ч.))

3. В сентябре обещают хорошие погоды. (Хорошую погоду (только ед.ч.))

В.у. Распределительный диктант

Распределите существительные по группам в зависимости от того, какие формы числа они имеют, и заполните таблицу. Выполните задание.

Очки, удивление2, молоко, тиски, рассвет2, погода, весы, опилки, праздники, ворота, керосин, горелки, занятие, сугробы.

Ед. и мн.ч.

Только ед.ч.

Только мн.ч.

Рассвет, праздники, занятие, сугробы.

Удивление, молоко, погода, керосин.

Очки, тиски, весы, опилки, ворота, горелки.

 

Выполняют задания по уровням.

Мотивация учебной деятельности

Работа с текстом стихотворения ученицы 5-в класса Бойченко Алины

Солнце, утро, снег, сугробы,

Горка, лёд, коньки, погода.

Дети, шум, толпа, веселье,

Смех и радость, настроенье.

Праздник, ёлка, суета,

Фейерверки, мишура.

Полночь, бой, часы, подарки,

Грохот, звон, бубенчик, санки,

Посох, шуба, борода -

С Новым годом, господа!

- Можно ли данный текст отнести к жанру стихотворения?

- О чём это стихотворение?

- В чём его особенность?

- О словах какой части речи пойдёт речь на уроке?

«В поисках орфограммы»

- Выписать слова с пропусками, в которых встретились следующие орфограммы: 1 ряд «Непроизносимые согласные»; 2 ряд «Разделительный мягкий знак»; 3 ряд «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных»

- Что мы уже знаем об имени существительном?

- Таким образом, мы можем охарактеризовать слово как часть речи. Как называется такой разбор?

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цели урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, помещённые на слайде.

ПОВТОРИМ …

ПОЗНАКОМИМСЯ С…

БУДЕМ УЧИТЬСЯ …

- Ребята, в течение урока вы будете заполнять карту успеха. Познакомимся с ней.

Карта успеха

Задание

Отметка

«Кластер»

 

«Четвёртое лишнее»

 

Работа с текстом

 

Практикум

 

Итоговая 

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы, определяют тему модуля, ставят цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель на доске записывает тему урока

Актуализация опорных знаний

1. Составление кластера «Морфологические признаки имени существительного» (работа в парах)

- Что такое морфологические признаки существительного?

Морфологические признаки существительного – это ряд грамматических категорий, которые присущи словам данной части речи.

- Существительное имеет постоянные и непостоянные грамматические признаки. Заполните пропуски в схеме.

(Постоянные – нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;

изменяемые – число, падеж)

- А теперь сравните кластер с образцом на слайде.

2. Физкультминутка

3. «Четвёртое лишнее» (подчеркнуть слово)

- Как будем выполнять задание? (найти среди данных слов «четвёртое лишнее» и объяснить свой выбор).

1. Машина, пуля, дядя, село.

2. Дом, пень, лень, дружок.

3. Тишь, дочь, плащ, площадь.

4. Солнце, гора, сугроб, Земля.

5. Бубенчик, посох, шуба, зайчишка.

3. «Отгадай-ка!»

Заполняют пропуски в схеме-кластере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание: находят среди данных слов «четвёртое лишнее» и объяснить свой выбор.

Закрепление знаний

 1. Работа с текстом.

- Прочитайте текст, определите тип речи, стиль, тему текста.

    Темные тучи обл..жили небо. Нал..тел ветер. Просыпались тучи снежным дождем. Засв..стела к..сая метель. Заск..льзила по з..мле ярос..ная позёмка. Помчались по дорогам снежные вихри. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыбка в белых сетях.

- Читаем слова с пропусками, называем орфограммы.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж имён существительных.

    Темные тучи обл..жили небо. Нал..тел ветер. Просыпались тучи снежным дождем. Засв..стела к..сая метель. Заск..льзила по з..мле ярос..ная позёмка.

Взаимопроверка

2. «Детектив» (устно)

Небо – имя сущ., (что?) обозн.предм.

I. Н.ф.- небо.

II. Морфологические признаки:

1) постоянные – нариц., неодуш., ср.р, 2 скл.

2) непостоянные – В.п., ед.ч.

III. Обложили (что?) небо (дополнение)

3. «Юные составители»

- Я предлагаю сейчас составить схему к нашему правилу. Записываем в тетради для правил.

Схема

Часть речи, вопрос.

I. Начальная форма

II. Морфологические признаки:

1) Постоянные – одушевленное/неодушевлённое, собственное/нарицательное, склонение, род.

2) Непостоянные – падеж, число.

III. Чем является в предложении.

Работают в группах составляют таблицу-схему, комментируют свой мини-проект.

4. Работа с учебником

- Предлагаю сравнить наш анализ с анализом в учебнике.

Изучение теоретического материала на стр.21.

- Какой из анализов более удобный для записи?

- Я тоже думаю, что наш.

3. Практикум

    Темные тучи обложили небо. Налетел ветер³. Просыпались тучи снежным дождем. Засвистела косая метель. Заскользила по земле³ яростная позёмка.

 

 

 

 

 

 

Записывают текст, выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ученика работают у доски.

Рефлексия

Карта успеха

Задание

Отметка

«Кластер»

 

«Четвёртое лишнее»

 

Работа с текстом

 

Практикум

 

Итоговая  

Оценивают уровень полученных знаний, определяют проблемные места.

Подведение итогов, оценивание

- Какая была тема урока?

- Какие цели ставили в начале урока? Что должны были повторить? Что узнать?

- Чему должны были научиться?

- Достигнуты ли нами цели?

- Зачем нужно уметь выполнять морфологический разбор?

Выполняя морфологический разбор, мы учимся внимательному отношению к слову, существительному, к его форме, больше узнаем о нем. И то, что на уроках русского языка мы учимся грамотно и выразительно выражать свои мысли и чувства, - это и есть наш с вами вклад в сохранение родного языка. Ведь оттого, как мы сможем сберечь и сохранить наш язык, зависит судьба каждого из нас и государства в целом.

- Под каким девизом прошёл наш урок? «Мир освещается солнцем, а человек — знанием».

Отвечают на вопросы, подводят итоги.

Домашнее задание

Выучить порядок выполнения морфологического разбора имени существительного (схема в тетради для правил)

Базовый уровень. Из рассказа А.П. Чехова «Хирургия» выписать 2 предложения. Выполнить морфологический разбор одного имени существительного.

Повышенный уровень. Из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» выписать 4 предложения, в словах подчеркнуть орфограммы, которые встретились на уроке, выполнить морфологический разбор одного имени существительного.

Высокий уровень. Раскрыть смысл пословицы «Без терпенья нет ученья» (текст до 5 предложений с пропусками), составить задание «Детектив».

Записывают домашнее задание.

 

Категория: Методические разработки
Вход на сайт
Поиск

Copyright © 2025