Цель деятельности учителя на модуле: 1) совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; 2) проверить усение определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, подбирать примеры слов; 3) развивать умения передавать в устной форме содержание прочитанного текста; создавать монологическое высказывание с использованием определённого функционально-смыслового типа речи; 4) воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Планируемые результаты:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха , формирование самоуважения и самопонимания;
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться определять омонимы, паронимы, подбирать их, работать со словарями, писать слова с выученными орфограммами.
Оборудование: презентация «Сказки А.С. Пушкина», раздаточный материал «Проверочная работа по теме «Лексикология», учебник.
Тип модуля: модуль проверки знаний.
Ход модуля
Этап модуля/урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
Приветственное слово.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге.
|
Проверка домашнего задания
|
§26 выучить правило. Стр.93 «Вопросы к теме» (устно). Стр.39, задание 3(4).
Б.у. стр.93, упр.205.
П.у. стр.93, упр.207
В.у. стр.93, упр.206.
|
Читают составленные предложения.
|
Мотивация, определение темы, целеполагание
|
Слово учителя
Работа с первыми предложениями из произведений
1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря...
2. Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился...
3. Жил-был поп, толоконный лоб...
4. Жил на свете король...
- Записанные предложения из произведений могут быть началом рассказа? Стихотворения?
- Почему?
- Сформулируйте тему модуля, поставьте цели.
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют тему, ставят цели.
|
Актуализация опорных знаний
|
1. Беседа
- Дайте определение жанру сказки.
- Какие особенности сказки?
- Назовите виды сказок.
- Из каких частей состоит сказка?
- Какие устойчивые сочетания встречаются в зачине, основной части, концовке?
Зачины.
За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…
В некотором царстве, в некотором государстве…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Жили-были…
В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Концовки.
Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
2. Работа с учебником
- Докажите, что текст из упражнения 3 на стр.39 является отрывком из сказки.
- Кто такая королевна? (Дочь короля, а не жена.) Исходя из этого, легко спрогнозировать содержание: речь должна пойти о дочери, о том, что с ней произошло, в чём причина слёз девушки.
|
Отвечают на вопросы, предлагают примеры зачина, концовки.
Выполняют дифференцированное творческое задание.
|
Проверка знаний
|
1. Написание продолжения сказки
- Варианты начала предложения, абзаца: Однажды... . И вдруг... .
2. Инструктаж по написанию проверочной работы
3. Написание проверочной работы по теме «Лексикология»
1 вариант.
1. Лексикология – это
1) наука о звуках речи; 3) раздел науки, изучающий лексику.
2) изучает законы образования слов; 4) наука о частях речи.
2. Выберите верно указанные антонимы:
1) богатый – бедный; 3) хитрость – ловкость;
2) покой – радость; 4) вверх – вниз.
3. Укажите многозначное слово:
1) замок; 3) табурет;
2) суффикс; 4) ручка.
4. К какому пласту лексики относятся слова стол, лес, огонь, потолок?
1) разговорные слова; 3) книжные слова;
2) нейтральные слова; 4) многозначные слова.
5. Словари, служащие для объяснения значений слов, называются:
1) орфографическими; 3) фразеологическими словарями;
2) словарями синонимов; 4) толковыми словарями.
6. Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака (градация синонимов).
Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.
(Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)
7. Выпишите из ряда слов те, которые принадлежат к тематической группе «насекомые». К какой тематической группе относятся остальные слова? Напишите название группы.
Медведь, комар, бабочка, жираф, волк, верблюд, муха, леопард, паук, пантера, крокодил.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) – Хочешь огурчика малосольного? – спросила Нина.
(2) Эти слова звучали, кажется, неплохо. (3) Открывать, однако, рот не захотелось, и я кивнул: дескать, давай. (4) Почему-то я решил быть строгим.
(5) Она вышла в коридор и тут же вернулась. (6) Огурцы в трехлитровой банке ожидали ее, оказывается, за дверью. (7) Я вынул огурец. (8) Посол оказался умеренным. (9) Какой-то тихий посол, женский. (10) В нем чувствовалась близость северных озер и влияние девятнадцатого века.4
8. Выпишите слово, имеющее омоним.
9. Из предложений (6) и (9) выпишите слова в переносном значении.
10. Подберите антонимы к словам, выделенным в предложениях (3) и (10)
2 вариант.
1. Слова одной и той же части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение, называются:
1) антонимами; 3) омонимами;
2) синонимами; 4) паронимы.
2. Укажите словосочетания, в которых имеются слова, употреблённые в переносном значении:
1) тяжелый характер; 3) яркое солнце;
2) железный гвоздь; 4) медовый нектар.
3. Определите, какие из данных прилагательных являются антонимами:
1) тёмный – светлый; 3) неглубокий – широкий;
2) медленный – быстрый; 4) отважный – смелый.
4. К какому пласту лексики относятся слова вояка, мордочка, запарка, мигом?
1) разговорные слова; 3) книжные слова;
2) нейтральные слова; 4) многозначные слова.
5) Толковыми называются словари, служащие для:
1) определения правильного написания слов; 3) объяснения значения устойчивых сочетаний;
2) объяснения значений слов; 4) объяснения происхождения слов.
6. Замените имена прилагательные синонимами.
правильный ответ - ... (безошибочный)
бесстрашный летчик - ...(отважный)
занимательный рассказ - ... (интересный)
7. Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:
Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).
Густой, дремучий (лес, туман).
Горячий, знойный (лето, вода, привет).
(коричневое платье, коричневый костюм; дремучий лес, густой туман; горячая вода, горячий привет, знойное лето)
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка. (2) Они соскочили с верхних пальчиков елок на землю и с разных сторон начали прыжками свое сорочье наступление. (3) Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. (4) По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы.
8. Подберите синонимы к словам, выделенным в предложениях (2) и (3)
9. Подберите антонимы к словам, выделенным в предложении (4)
10. В предложении (2) укажите слово, употребленное в переносном значении.
|
Слушают учителя.
Пишут творческую работу.
Выполняют задания.
|
Рефлексия
|
- Закончите предложения и запишите их в тетрадь:
Я узнал/а…
Я понял/а…
У1, что ты узнал/а сегодня? что понял/а?
|
Подводят итоги, определяют пробелы в знаниях.
|
Домашнее задание
|
§17-26 повторить правило.
Б.у. стр.92, упр.204.
П.у. стр.93, упр.208 (выполнить синтаксический разбор второго предложения)
В.у. стр.93, упр.209 (со словами адресат и адресант составить предложения (всего 2 предложения).
|
Записывают домашнее задание в дневниках.
|
Проверочная работа по теме «Лексикология»
1 вариант
1. Лексикология – это
1) наука о звуках речи; 3) раздел науки, изучающий лексику.
2) изучает законы образования слов; 4) наука о частях речи.
2. Выберите верно указанные антонимы:
1) богатый – бедный; 2) покой – радость; 3) хитрость – ловкость; 4) вверх – вниз.
3. Укажите многозначное слово:
1) замок; 2) суффикс; 3) табурет; 4) ручка.
4. К какому пласту лексики относятся слова стол, лес, огонь, потолок?
1) разговорные слова; 3) книжные слова;
2) нейтральные слова; 4) многозначные слова.
5. Словари, служащие для объяснения значений слов, называются:
1) орфографическими; 3) фразеологическими словарями;
2) словарями синонимов; 4) толковыми словарями.
6. Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака (градация синонимов).
Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.
7. Выпишите из ряда слов те, которые принадлежат к тематической группе «насекомые». К какой тематической группе относятся остальные слова? Напишите название группы.
Медведь, комар, бабочка, жираф, волк, верблюд, муха, леопард, паук, пантера, крокодил.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) – Хочешь огурчика малосольного? – спросила Нина.
(2) Эти слова звучали, кажется, неплохо. (3) Открывать, однако, рот не захотелось, и я кивнул: дескать, давай. (4) Почему-то я решил быть строгим.
(5) Она вышла в коридор и тут же вернулась. (6) Огурцы в трехлитровой банке ожидали ее, оказывается, за дверью. (7) Я вынул огурец. (8) Посол оказался умеренным. (9) Какой-то тихий посол, женский. (10) В нем чувствовалась близость северных озер и влияние девятнадцатого века.
8. Выпишите слово, имеющее омоним.
9. Из предложений (6) и (9) выпишите слова в переносном значении.
10. Подберите антонимы к словам, выделенным в предложениях (3) и (10)
2 вариант
1. Слова одной и той же части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение, называются:
1) антонимами; 2) синонимами; 3) омонимами; 4) паронимы.
2. Укажите словосочетания, в которых имеются слова, употреблённые в переносном значении:
1) тяжелый характер; 2) железный гвоздь; 3) яркое солнце; 4) медовый нектар.
3. Определите, какие из данных прилагательных являются антонимами:
1) тёмный – светлый; 2) медленный – быстрый; 3) неглубокий – широкий; 4) отважный – смелый.
4. К какому пласту лексики относятся слова вояка, мордочка, запарка, мигом?
1) разговорные слова; 2) нейтральные слова; 3) книжные слова; 4) многозначные слова.
5) Толковыми называются словари, служащие для:
1) определения правильного написания слов; 3) объяснения значения устойчивых сочетаний;
2) объяснения значений слов; 4) объяснения происхождения слов.
6. Замените имена прилагательные синонимами.
правильный ответ - ... ; бесстрашный летчик - ...; занимательный рассказ - ...
7. Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:
Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).
Густой, дремучий (лес, туман).
Горячий, знойный (лето, вода, привет).
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка. (2) Они соскочили с верхних пальчиков елок на землю и с разных сторон начали прыжками свое сорочье наступление. (3) Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. (4) По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы.
8. Подберите синонимы к словам, выделенным в предложениях (2) и (3)
9. Подберите антонимы к словам, выделенным в предложении (4)
10. В предложении (2) укажите слово, употребленное в переносном значении.
|