Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 2025-06-30, 11:02 AM

Семченко Наталья Викторовна


учитель русского языка и литературы МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа-гимназия №1"
Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [2]
Современные технологии обучения [6]
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (С.П. Лавлинский). [2]
Воспитательная работа [5]
Методические разработки [14]
Внеклассная работа по литературе [3]

Каталог статей

Главная » Статьи » Современные технологии обучения

Дидактический театр как форма организации внеурочной деятельности по литературе

 

«На сцене человек должен быть

на ступеньку выше, чем в жизни»

Л. Берне


Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у человека не только художественные способности, но и всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности - способность к творчеству.

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров.

Дидактический театр – это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью ученика, где знания как бы пропускаются через его эмоциональную сферу, он переживает свою личную позицию, получает новые знания за счет общения с товарищами и учителями, удовлетворяет естественную потребность в самовыражении.  Будучи дидактическим театром, он не предъявляет тех высоких сценических требований, которые обычно мы видим в драматических коллективах (внешность, голос, выразительность пластики). Кроме того, в дидактическом театре много таких ролей и действий, которые доступны любому ученику.

Цель дидактического театра: воспитывать и развивать творческую личность путём приобщения к театру. Известное утверждение Н.В. Гоголя о том, что «театр — это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра», подчеркивает воспитательную функцию театра.

Театрализация – одна из форм организации взаимодействия педагога и учащихся. Отношения учителя и ребёнка становятся более тесными, доверительными.

Согласно известному профессиональному театральному словарю П. Пави понятие «педагогический театр» в теории и истории театра рассматривается как «дидактический театр». Дидактическая пьеса призвана наставлять зрителя, пропагандировать «философскую или политическую идею». Дидактический театр нацелен на воспитание зрительской аудитории, поучение, извлечение «урока для своей частной или общественной жизни». Поэтому так важно использовать данную форму внеурочной работы по литературе. Тем более, что специфика предмета этому способствует.

Приступая к организации работы над дидактическим театром следует изучить алгоритм режиссёрского постановочного плана.

Задача/постановка проблемы

Этап

Таблица Алгоритм режиссерского постановочного плана

Какое произведение взять к постановке? Какова сложность развития действия в выбранном произведении?

Анализ драматургического произведения для учащихся или разработка инсценировки, сценария сказки или произведения классической литературы

В чем конфликт?

В чем экспозиция действия?

Где завязка конфликта и действия?

Как развивается действие по фактам: что происходит, какие персонажи вовлечены в развитие действия?

Где кульминация?

В чем смысл развязки?

Анализ драматургии текста. Выявление конфликта, драматургической структуры: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки

Сколько действующих лиц в исходном варианте пьесы? Как распреде­лить роли?

Деление на главные и второстепенные роли

Сколько времени необходимо и достаточно для работы над этим спектаклем с этой группой учащихся?

Определение сроков постановочной работы, планирование даты премьеры спектакля. Размещение анонса спектакля в фойе школы, на школьном сайте

В чем замысел спектакля?

Какова актуальность постановки конкретного спектакля?

Определение и формулирование актуальности выбора произведения для постановки

О чем произведение, принятое к постановке?

Какова тема и идея автора пьесы?

Определение и формулирование темы и идеи

Каково художественное стремление режиссера в этой постановке?

Определение и формулирование сверхзадачи спектакля

Каков событийный ряд? В чем исходное, основное, центральное и главное события событийного ряда? Как вовлечены и связаны герои пье­сы?

Построение событийного ряда постановки (исходное, основное, централь­ное, главное события)

Как будет организовано театральное пространство? Где будет играться спектакль? Как в соответствии с замыслом распределить сценическую и зрительскую зоны

Определение места и условий подготовки и показа спектакля

Какими будут декорации постановки? Что для этого можно использовать из имеющихся ресурсов, а что надо сделать?

Разработка эскизов декораций. Определение предметов мебели и интерьера в качестве выгородки для определения места и условии действия в «репетиционном» процессе

Какие действия будут происходить на сцене?

Проектирование развития событий в мизансценах (мысленно или в эскизах)

Какими будут костюмы и грим? Что можно использовать из имеющегося в костюмерной, а что надо приобрести или сшить?

Разработка эскизов костюмов и грима.

Какой реквизит понадобится?

Определение перечня реквизита для исполнителей

Каким будет звуковое (музыкально- шумовое) оформление спектакля?

Какая фонограмма?

Потребуется ли исполнение музыкальных или хореографических произведений?

Планирование музыкально-шумовою оформления. Подбор и запись фонограммы. Отбор музыкальных и хореографических произведений для исполнения

Какими будут афиша и программки?

Определение полноты сведений об авторах и участниках спектакля. Определение списка всех участников и помощников спектакля. Разработка эскизов афиши и программки. Внесение всей необходимой информации о спектакле в афишу и программку

Как организовать фото- и видеосъемку спектакля?

Определение помощников, ответственных за видео- и фотосъемку

Как подвести итоги и сделать выводы?

Подготовка и размещение итоговой статьи на сайте школы. Организация фотовыставки сцен спектакля в фойе школы.

 

Примером дидактического театра в моей практике хочу отметить постановку по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» учащимися 9 класса.

Следует отметить, что ребята с энтузиазмом отнеслись к моему предложению инсценировать кульминационный момент пьесы (явление IV, действия 12-15). Комедия понравилась и запомнилась ребятам, так как изображённая в ней жизнь имеет определённый отзвук в настоящем. До сих пор пьесу Грибоедова все читают с неослабевающим интересом.

За две недели до спектакля было проведено распределение ролей: выбран из учеников класса режиссёр будущей постановки, художник по костюмам, декоратор. Режиссёру было дано право подобрать учеников-актёров на ведущие роли. Учащиеся составили красочную презентацию из которой зрители познакомились с жизнью и бытом Москвы начала XIX века, афишу.

Презентация Дидактический театр по пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Категория: Современные технологии обучения
Вход на сайт
Поиск

Copyright © 2025