В конце модуля обязательным является проведение рефлексии. Она дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на модульном уроке. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результат.
Какие формы и виды рефлексии можно использовать на модуле?
Можно предложить детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. сегодня я узнал...; было трудно…; я понял, что…; я научился…; я смог…; было интересно узнать, что…; меня удивило…; мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
Графическая: на доске таблица со знаками
Цели модуля
|
+
(всё понятно)
|
-
(ничего не понял)
|
?
(интересно, хочу узнать подробнее)
|
Со старшими можно ставить цели совместно. В конце модуля учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
Для учащихся 5-6 классов я разработала рефлексию на основе иллюстрации. С помощью иллюстраций учащиеся осуществляют самооценку и отображают её в тетради. Пример иллюстративной рефлексии «Строим домик для Друга» может иметь такой вид:

на высоком уровне
на повышенном уровне на достаточном уровне
Для ребят среднего и старшего звена можно предложить рефлексию в виде «Карты успеха». Она составляется на основе ключевых заданий, которые выполняются на модуле и являются основой понимания изучаемого материала по определённой теме. Учащиеся оценивают выполнение заданий с помощью слов «плохо», «хорошо», «отлично».
Те ребята, у которых все задания оценены на «отлично» выполняют задание высокого уровня, на «отлично» и «хорошо» - повышенного, на «хорошо» и «плохо» - достаточного.
«Карта успеха» обучающегося
|
- «Мозговая атака»
- «Кластер»
- Исследовательская работа
- Тест
|
|
Также можно организовать рефлексию с помощью одного из приёмов технологии ЧПРКМ «Знаю – хочу узнать - узнал»
Ѵ
|
+
|
-
|
?
|
Я это знал
|
Новое для меня
|
Я думал иначе
|
Интересно
Непонятно
Нужно
разобраться
|
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на модуле – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
|