Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 2025-06-30, 0:07 AM

Семченко Наталья Викторовна


учитель русского языка и литературы МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа-гимназия №1"
Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [2]
Современные технологии обучения [6]
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (С.П. Лавлинский). [2]
Воспитательная работа [5]
Методические разработки [14]
Внеклассная работа по литературе [3]

Каталог статей

Главная » Статьи » Современные технологии обучения

Формы и виды рефлексии

В конце модуля обязательным является проведение рефлексии. Она дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на модульном уроке. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результат.

 

Какие формы и виды рефлексии можно использовать на модуле?

 

Можно предложить детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. сегодня я узнал...; было трудно…; я понял, что…; я научился…; я смог…; было интересно узнать, что…; меня удивило…; мне захотелось… и т.д.

 

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

 

Графическая: на доске таблица со знаками

Цели модуля

+

(всё понятно)

-

(ничего не понял)

?

(интересно, хочу узнать подробнее)

 

Со старшими можно ставить цели совместно. В конце модуля учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

 

Для учащихся 5-6 классов я разработала рефлексию на основе иллюстрации. С помощью иллюстраций учащиеся осуществляют самооценку и отображают её в тетради. Пример иллюстративной рефлексии «Строим домик для Друга» может иметь такой вид:

на высоком уровне

                                            

на повышенном уровне                           на достаточном уровне

Для ребят среднего и старшего звена можно предложить рефлексию в виде «Карты успеха». Она составляется на основе ключевых заданий, которые выполняются на модуле и являются основой понимания изучаемого материала по определённой теме. Учащиеся оценивают выполнение заданий с помощью слов «плохо», «хорошо», «отлично».

 

Те ребята, у которых все задания оценены на «отлично» выполняют задание высокого уровня, на «отлично» и «хорошо» - повышенного, на «хорошо» и «плохо» - достаточного.

«Карта успеха» обучающегося

  1. «Мозговая атака»
  2. «Кластер»
  3. Исследовательская работа
  4. Тест

 

 

 

 

Также можно организовать рефлексию с помощью одного из приёмов технологии ЧПРКМ «Знаю – хочу узнать - узнал»

Ѵ

+

-

?

Я это знал

 

Новое для меня

Я думал иначе

Интересно

Непонятно

Нужно

разобраться

 

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на модуле – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Категория: Современные технологии обучения
Вход на сайт
Поиск

Copyright © 2025