Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 2025-06-30, 1:00 AM

Семченко Наталья Викторовна


учитель русского языка и литературы МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа-гимназия №1"
Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [2]
Современные технологии обучения [6]
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (С.П. Лавлинский). [2]
Воспитательная работа [5]
Методические разработки [14]
Внеклассная работа по литературе [3]

Каталог статей

Главная » Статьи » Современные технологии обучения

ТЧПРКМ в процессе обучения русскому языку и литературе

 

«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью»

Л.Н. Толстой

Сущность технологии РКМЧП

Школьные учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже.

Может быть, экстенсивный путь развития образования уже исчерпал себя и нам стоит тратить усилия наших детей и свои нервы на другое?

Американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.

С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран.

В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

 образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

 культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

 информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

 социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.

Педагогические задачи, стоящие передо мной:

• помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;

• вызвать их мотивацию;

• научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.

В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся  анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского,

А.А. Ухтомского, А.С. Макаренко, И.П. Волкова, И.П. Иванова, Н.Е. Щурковой.

Результативность опыта включает в себя:

• самосовершенствование личности;

• развитие творческих способностей;

• умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;

• сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;

• интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

 Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.

Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.

1. Стадия вызова (EVOCATION)

Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.

Деятельность учителя Задачи данной фазы.

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы.

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить  ответ.

Составление списка «известной информации», рассказ:

-предположение по ключевым словам;

-систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

2. Стадия осмысления (REALIZATION OF MEANING)

Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

Продолжение таблицы

Сохранение интереса  к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

 

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

-маркировка с использованием значков (по мере чтения ставятся на полях справа);

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

3. Стадия рефлексии (REFLECTION)

Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.

Продолжение таблицы

Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.     

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

-Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных ответов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе) и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах. Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.

Внедрение технологии

Каким же образом я внедряю эту систему?

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления.

                    

                                 

                                                        

                                                                

Прием «Знаю – хочу узнать - узнал»

Ѵ

+

̶

?

Я это знал 

 

Новое для меня

Я думал иначе

Интересно

Непонятно

Нужно

разобраться

 

 

При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы, что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения,  после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. Более подробная таблица выглядит следующим образом:

 

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что мы узнали, и что нам осталось узнать

2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться:

А.

В.

С.

Д.

  1. Источники информации:

1.

2.

3.

4.

 

Рефлексия – обсуждение результатов в паре, в классе, дискуссия.

Вызов Реализация смысла

работа в паре:

что мы знаем о теме?

1 ученик:

маркировка текста первой графы:

"+"-совпадает

"-"-не совпадает

2 ученик:

идеи, не встречающиеся в первой графе

 

Приём «Активное слушание»

Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы, что я знаю?, затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции,  другой кратко записывает новую информацию, на стадии  рефлексии идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.

Приём «Зигзаг»

Приём основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы по­очередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

                                                                                                                     

Приемы «Верные – неверные утверждения», «Прогнозирование»

Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

 «Толстые» и «тонкие вопросы»

Данный приём я использую на любой фазе урока. Он может быть применён для самостоятельной учёбной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает прием «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. 

Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения  является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах , которые предлагает учитель или вопросы учебника.

«Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы. Вот «толстые» вопросы учеников 10-го класса после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

* Почему роман называется «Отцы и дети», а не «Базаров»?

*Что устарело в романе и что в нем современно?

* В русской литературе есть несколько героев с именем Евгений. Кто эти герои? Что их сближает?

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

«Толстые» вопросы

     «Тонкие» вопросы

-Объясните, почему…?

-Почему вы считаете…?

-В чём различие…?

-Предположите, что будет, если…?

-На что похоже?

-Кто? Что?

-Когда? Может…?

-Будет…? Мог ли…?

-Было ли? Согласны ли вы?

-Верно ли?

Прием «Чтение с остановками».

Примерные вопросы:

По названию предположите, о чем будет рассказ?

▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?

▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?

▪ Что будет с героем после событий рассказа?

Прием «Чтение с пометками INSERT»

Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, использую прием,  позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную.

V + - ?
Я это знал Новое для меня Я думал иначе

Интересно

Непонятно

Нужно разобраться

 

Прием «Двойной дневник»

Прием устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф.

Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)

Комментарий: что заставило написать именно эту фразу?

Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала?

Текст Текст

 

Приём «Кластера»

Кластер («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке. Последовательность действий логична и проста: посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи; вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»); по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 8 классе по повторению темы «Простое предложение»:

Приемы «Написание эссе», «Напишите письмо»

Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:

▪ Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

▪ Какие предположения подтвердились?

▪ Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир. Это возможно с помощью данных приёмов.

Эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

«Синквейн»

Особо хочется сказать о приеме, который таит в себе большие возможности. Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк.

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание. После изучения в 10 классе пьесы А. Островского «Гроза» можно составить такой «Синквейн»:

Кто? Что?

1 существительное

Катерина

Какой?

2 прилагательных

Вольнолюбивая, протестующая

Что делает?

3 глагола

Любит, страдает, верует

Что автор думает о теме?

Фраза из 4 слов

Страшный вызов самодурной силе

Кто? Что? Новое звучание темы

1 существительное

Луч (света в тёмном царстве)

 

 

       Воспитать человека, отвечающего требованиям времени, на мой взгляд, помогает такая технология, как развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Данная технология развивает самостоятельное творческое мышление, повышает мотивацию к обучению и активность на уроках, развивает умение анализировать, делать выводы.

       На уроках русского языка и литературы я  применяю эту технологию. Кроме развития  выше перечисленных компетенций, РКМЧП способствует успешной подготовке к итоговой аттестации с применением методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ.

Внедрение технологии ЧПРКМ осуществляется мною на протяжении

6 лет, в процессе обучения русскому языку и литературе – 2 года. Результаты данной работы на модулях русского языка представлены в обобщающей сравнительной таблице , на модулях литературы – в таблице

Таблиця 3.1. Обобщающая сравнительная таблица внедрения ТЧПРКМ на модулях русского языка в 10-Б классе.

Исследовательские навыки,

необходимые

критически

мыслящему

человеку

Уровень развития

(начало I семестра 2014/2015у.г.)

 

Уровень развития

(конец I семестра 2015/2016у.г)

Наблюдать

 

средний

достаточный

Описывать

 

достаточный

высокий

  •  

 

достаточный

высокий

Определять

 

средний

достаточный

  •  

 

достаточный

высокий

Обобщать

 

средний

высокий

 

 

Таблиця 3.2. Обобщающая сравнительная таблица внедрения ТЧПРКМ на модулях литературы в 9-Б классе.

Исследовательские навыки,

необходимые

критически

мыслящему

человеку

Уровень развития

(начало I семестра 2014/2015у.г.)

 

Уровень развития

(конец I семестра 2015/2016у.г)

Наблюдать

 

начальный

достаточный

Описывать

 

средний

достаточный

  •  

 

достаточный

высокий

Определять

 

средний

достаточный

  •  

 

достаточный

достаточный

Обобщать

 

средний

достаточный

Как видим, обобщающие сравнительные таблицы доказывают достаточно высокую успешность использования данной технологии в учебном процессе.

Уровень развития исследовательских навыков, необходимых критически мыслящему человеку, увеличился в среднем на одну позицию. Особое внимание обращает уровень развития таких навыков, как описание, определение и обобщение. Это сложные процессы умственной деятельности, которые часто ученикам даются с определёнными трудностями.

Категория: Современные технологии обучения
Вход на сайт
Поиск

Copyright © 2025