Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет-ресурсов
Сущность методики Веб-квестов
Реализация Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) в России способствовала увеличению темпов информатизации всего общества, потому как внедрение информационных технологий в учебный процесс – неотъемлемая составляющая информатизации общества в целом. Резко увеличилось число компьютеров в индивидуальном пользовании, доступ в Интернет школьники имеют и в школе, и дома. Сеть Интернет стала доступна самым широким слоям пользователей, «интерес к ней побил все рекорды увлечения людей техническими новинками».
Известно, что Интернет не был создан специально для системы образования. Однако, «новые средства порождают новые виды деятельности и новые методы». Также Сеть соответствует основным требованиям дидактики, предъявляемым к техническим средствам обучения, что обосновано многими современными исследованиями. Следовательно, возникает необходимость раскрытия его потенциала в образовании. Анализируя публикации по данному вопросу, отметим, что Интернет широко используется в учебном процессе для организации проектной деятельности учащихся. Значимость проектной деятельности основанной на ресурсах Сети подтверждена исследованиями ученых. А. В. Хуторской пишет: «Интернет-технологии существенно расширяют образовательные и коммуникативные возможности учащихся, а проектная форма занятий позволяет сориентировать их на продуктивность учебной деятельности»
По утверждению Е. С. Полат «практически любой проект обретает совершенно иные краски, если в процессе работы над ним используются материалы, заимствованные из Интернета».
Одной из самых эффективных методик использования Интернета в рамках урока является методика Веб-квестов (WebQuest), которая была разработана в 1995 году Б. Доджем (B. Dodge) и Т. Марчем (T. March), Университет Сан Диего. Э. Холат (E. Halat) характеризует Веб-квест как «модель обучения, в которой предусмотрено вовлечение обучаемых в деятельность, средством для выполнения которой служат ресурсы сети Интернет».
Б. Додж выделил два вида Веб-квестов :
Вид квеста
|
Продолжительность работы
|
Образовательная цель
|
1. Кратковременные (short-term).
|
1-3 урока.:
|
приобретение и осознание новых знаний
|
2. Долговременные (long-term).
|
более 3 уроков (до одного месяца)
|
расширение и усовершенствование знаний по теме.
|
Независимо от продолжительности Веб-квест имеет определенную структуру
• Введение (introduction). На данном этапе учащиеся должны понять, что они будут учить и делать в ходе выполнения квеста. Учитель предлагает сценарий, историю или задачу по определенной теме, таким образом, чтобы заинтересовать учащихся.
• Задание (task). Это основной этап любого квеста. Учитель предлагает заранее разработанное задание для работы по теме, включающее вопросы и подвопросы. Задание должно быть реалистичным, выполнимым и способствовать раскрытию основной учебной темы. Подзадания должны быть проще основного задания и касаться его отдельных аспектов.
• Процесс (process). Учащиеся получают инструкцию выполнения задания и выполняют его по предложенным стадиям.
• Ресурсы (resources). Учащиеся получают адреса сайтов в сети Интернет, которые рекомендованы учителем для выполнения задания по теме.
• Оценка результативности (evaluation). На этом этапе учащиеся имеют возможность оценить свои результаты работы, сравнить их с результатами работы одноклассников. Учитель делает свои комментарии по поводу работы учащихся.
• Вывод (conclusion). Данный этап необходим для того, чтобы учащиеся сравнили полученный результат с заданной в начале работы целью. Также на данном этапе необходимо осознание учащимися возможности использования полученных знаний и навыков в других областях деятельности (при изучении других дисциплин).
Таким образом, можно сделать вывод, что Веб-квест представляет собой мини-проект, в процессе работы над которым учащиеся осваивают учебную информацию, полученную из Сети на основе рекомендаций и заданий учителя. Какие же преимущества предоставляет данная методика для учебного процесса?
Во-первых, методика Веб-квеста направлена на повышение мотивации учебной деятельности, что достигается на основе подачи учебного материала (или его части) через привлекательную для учащихся форму деятельности работы в Сети. В данном случае учитываются психологические возрастные особенности подростков, у которых снижена мотивация учебной деятельности. Поэтому учителю необходимо при помощи методических приемов корректировать ситуацию.
Во-вторых, работа с Веб-квестом предполагает постоянную активность учащихся в процессе освоения новых знаний или обобщения и расширения имеющегося объема учебного материала.
В-третьих, в результате педагогических исследований установлено, что «поскольку учащиеся действуют самостоятельно в пределах Веб-квеста, то они легче запоминают информацию, потому как контролируют ее получение и интересуются ею». Следовательно, данная методика работы направлена на развитие знаний и навыков по определенной учебной дисциплине. И, поскольку содержанием заданий может быть материал из разных областей, то можно утверждать, что данная методика междисциплинарна.
В-четвертых, предлагая учащимся ориентиры в виде списка рекомендуемых сайтов, учитель структурирует работу учащихся в Сети. На уроке это важно, потому как время работы ограничено и усилия детей должны быть направлены не на развитие поисковых навыков в Сети, а на совершенствование знаний в конкретной области знания и развития навыков работы с информацией. Важно отметить, что «Веб-Квесты организуют использование Интернета, создавая благоприятные условия учащимся для работы над заданием, вдали от неблагоприятных Веб-сайтов». Конечно, работа с Веб-квестом не исключает возможность свободного перемещения по сайтам Сети и возможного случайного попадания ребенка на сайт сомнительного содержания. Но без списка рекомендуемых ссылок для выполнения данной работы такая возможность была бы больше.
Таким образом, «Веб-квесты предлагают учащимся баланс между указаниями и свободой действий так, чтобы учащиеся могли самостоятельно решать учебные проблемы в рамках Веб-квеста». Именно в этой особенности Веб-квестов заключена основа для развития критического мышления школьников. «Мир за пределами школы неоднозначен, и для учащихся может быть благотворным получение опыта встречи со сложностями взрослой жизни в безопасных условиях школы» [там же].
К. Видони (K. Vidoni) и С. Мэдакс (C. Maddux) на основе исследований пришли к выводу о возможности использования Веб-квестов для развития критического мышления школьников. Учеными было установлено, что:
• «Веб-квесты стимулируют учащихся скорее формировать собственную точку зрения, чем полагаться на мнения и тактику отбора информации авторов учебника»
• «Веб-квесты часто представляют вопросы в различных ракурсах, таким образом, позволяя учащимся основывать свои суждения на разных точках зрения. В Сети имеется множество сайтов на основе различных точек зрения, и преподаватели могут легко включать разные взгляды на проблему в свои Веб-квесты.
• Веб-квесты часто предполагают групповую работу, следовательно, учащиеся осознают значимость критической оценки суждений в процессе совместной со сверстниками работы над выполнением квеста.
• Веб-квесты всегда предполагают получение определенного конечного продукта деятельности, который должен быть предоставлен учителю, поэтому учащиеся получают критический отзыв от учителя.
• Веб-квест предрасполагает учащихся к постоянной самооценке, взаимооценке и контролю со стороны учителя, что, в свою очередь, содействует развитию критического мышления.
Сравним таксономию учебных целей Б. Блума, этапы технологии развития критического мышления (ТРКМ) и этапы методики использования Веб-квестов.
Таксономия учебных целей Б. Блума |
Этапы технологии развития критического мышления Д. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл |
Этапы методики использования Веб-квеста Б. Додж, Т. Марч |
Таблица. Сравнение этапов ТРКМЧП и этапов Веб-квеста.
Знания |
I стадия:
"Вызов" (evocation stage)
|
"Введение" (introduction)
"Задание" (task)
|
Понимание
Применение
Анализ
|
II стадия:
"Осмысление содержания" (realization of meaning)
|
"Процесс" (process)
"Ресурсы" (resources)
|
Оценка
Синтез
|
III стадия:
"Рефлексия" (reflection)
|
"Оценка результативности" (evaluation)
"Вывод" (conclusion)
|
Приведенная выше таблица наглядно подтверждает утверждение о возможности использования возможностей Веб-квестов для развития критического мышления учащихся, потому как наглядно видно соответствие этапов в логике развития подхода ТРКМЧП и Веб-квеста на основе таксономии учебных целей Б. Блума.
В рамках Веб-квеста возможно использование приемов ТРКМЧП: «кластер», «концептуальная таблица», «дневник», «сводная таблица», «толстые» и «тонкие» вопросы», «Верите ли Вы?», «верные-неверные утверждения» и другие. Данные приемы могут быть использованы на разных этапах, но отличительной особенностью Веб-квеста остается активная деятельность учащихся на основе ресурсов сети Интернет.
Таким образом, можно сделать выводы:
• методика Веб-квеста может быть использована в рамках ТРКМЧП;
• методика Веб-квеста бифункциональна: ее использование способствует развитию как предметных, так и ключевых компетенций учащихся.
Итак, феномен Интернета, как средства обучения, заключается в том, что на его основе в учебном процессе возможно содействие решению дидактических задач в любой образовательной области на основе самой актуальной информации. Также использование Сети способствует созданию мотивации учебной деятельности с учетом возрастных и личностных особенностях обучающихся, развитию критического мышления, реализации межпредметных связей на основе мобильности любых педагогических действий.
Использование методики Веб-квестов во внеурочной деятельности
по литературе
Литературный квест (литературное квест-ориентирование) - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут литературного квест-ориентирования связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это памятные места, организации и предприятия, действующие на территории города или иного населенного пункта, в окрестностях библиотеки. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать родной город, взглянуть по-новому на знакомые с детства места.
Цели игры: продвижение книги и чтения в молодежной среде.
Задачи игры:
-
Организация молодежного чтения.
-
Привлечение к чтению современной русской и зарубежной литературы.
-
Привлечение к чтению произведений местных писателей.
Можно выделить следующие этапы работы по организации квест-ориентирования:
-
Организация рабочей группы. Организация рабочей группы первый
и основной этап по подготовке и проведению любого мероприятия. На данном этапе следует определить круг ответственных лиц и координатора из числа учителей и учащихся-волонтеров.
2. Разработка положения (определение целей и задач игры). Приступая к разработке положения, определяем цель проведения игры и круг задач, которые хотим решить посредством организации данного мероприятия. В положении об игре определяем правила игры, критерии оценки победителя, определяем номинации, по которым будем награждать команды.
3. Отбор книг, чтение книг. При отборе книг следует учитывать поставленную цель, ориентироваться на интересы и потребности участников игры. Для чтения должны быть предложены лучшие произведения авторитетных авторов, представителей классической и современной русской и зарубежной литературы, а также можно включить произведения местных авторов, таким образом ввести региональный краеведческий компонент. Это могут быть и зарекомендовавшие себя «молодежные» авторы.
5. Определение круга партнеров (учителя школы, ученики-волонтеры).
6. Разработка правил игры. В правилах необходимо определить требования к командам (возраст, количество участников), указать книги, которые необходимо прочитать, чтобы пройти маршрут, отметить, что на маршруте участникам будут задаваться дополнительные вопросы по книгам. Также в правилах указываются критерии определения победителей (быстрота прохождения маршрута, количество набранных баллов за ответы на вопросы) и те номинации, по которым пройдет награждение.
В целом правила достаточно простые: в ходе игры командам раздаются маршрутные листы, при помощи которых они передвигаются по городу. «Точки» на маршруте, который предлагается пройти командам, определяются исходя из текста книг, прочитанных участниками. Это могут быть имена героев (например, главная героиня романа Света – точкой на маршруте может стать парикмахерская «Светлана», или магазин с таким названием), места, которые посещают герои книги (например, институт или университет, парк, библиотека – точкой на маршруте может стать подобное учреждение, парк в вашем населенном пункте) и т.д
На станциях участники отвечают на вопросы по прочитанным произведениям и зарабатывают очки. Команда, прошедшая весь маршрут и вернувшаяся на станцию назначения первая, зарабатывает дополнительные баллы.
7. Определение круга участников. Распространение информации об игре. Квест-ориентирование – это игра, ориентированная на молодежную аудиторию. Наиболее удачным является привлечение к участию в игре учащихся старших классов (10-11 классы). Информацию об игре следует распространить заранее, так как для подготовки к ней участникам необходимо прочитать тексты нескольких книг.
Информации об игре включает в себя правила игры и положение об игре, а также контактную информацию для связи с организаторами. В правилах игры должен быть указан срок регистрации команд и телефон, по которому осуществляется регистрация участников.
8. Инструктаж участников, объяснение правил игры.
Первые разъяснения участники игры получают при распространении информации, а также при регистрации команд. Обговариваются условия и правила игры, точная дата проведения мероприятия.
9. Чтение книг. Продумывание маршрута и дополнительных вопросов и заданий. Чтение книг – это обязательный пункт не только для участников, но и для организаторов квеста.
9. Оформление раздаточных материалов. Данный этап включает разработку нескольких вариантов маршрута (в зависимости от количества команд) и формирование маршрутных листов.
10. Проведение игры. Проведение игры также включает несколько этапов:
I этап. Общий сбор в назначенное время в назначенном месте. Повторный инструктаж (правила игры, техника безопасности и т.п.).
II этап. Розыгрыш маршрутных листов. Прохождение командами маршрута и выполнение заданий.
III этап. Общий сбор после прохождения маршрута и обозначение времени подведения итогов игры.
IV этап. Подведение итогов и награждение победителей.
11. Распространение информация по итогам игры в СМИ. Итоги проведения квеста можно осветить в СМИ и на сайте школы.
В рамках проекта, посвящённого 100-летию со дня рождения К. Симонова, в школе был проведён литературный квест «Да, мы живём, не забывая…». В мероприятии приняли участие учителя школы и учащиеся 9-10 классов. Разработка данного мероприятия представлена в Приложении.
2015 год официально объявлен Годом литературы в Российской Федерации. Указ о его проведении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года. Государство, вузы, школы, писательские организации, библиотеки и СМИ хотят привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать – нужно, полезно и модно. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности он черпает из книг. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.
30 октября в г. Керчи при содействии Союза писателей Крыма и Управления образования прошёл квест «Золотая цепь». Команда учащихся из десятиклассников школы №23 «Надежды России», подготовленная мной, стала победителем в данной игре.
|