Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 2025-06-30, 3:56 AM

Семченко Наталья Викторовна


учитель русского языка и литературы МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа-гимназия №1"
Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [2]
Современные технологии обучения [6]
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (С.П. Лавлинский). [2]
Воспитательная работа [5]
Методические разработки [14]
Внеклассная работа по литературе [3]

Каталог статей

Главная » Статьи » Внеклассная работа по литературе

Литературный квест «Жить не по лжи»

Литературный квест «Жить не по лжи»

(по творчеству А.И. Солженицына) для учащихся 9-х классов

 

Цели:

Образовательная. Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно с книгой, электронными ресурсами сети Интернет.

Развивающая. Развитие интереса к литературе, истории страны, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

Воспитательная. Привитие командного духа, воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, становления мировоззренческой позиции учащихся; привитие чувства патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Оборудование:

ПК, конверты с заданиями, маршрутные листы, грамоты, фишки, мультимедийная доска, мультимедийная презентация «Жить не по лжи», видеоклип «Александр Солженицын. Молния бьёт по высокому дереву», книжная выставка «А.И Солженицын: архипелаг совести».

Подготовительная работа:

  1. Изучение школьниками материалов о жизни и творчестве А.И. Солженицына.
  2. Чтение лирики и прозы автора.

 

Ход мероприятия

I этап. Общий сбор обучающихся в школьной библиотеке у книжной выставки «А.И Солженицын: архипелаг совести».

Слово учителя

11 декабря 2018 года исполнится 100 лет со дня рождения Александра Солженицына. Александра Солженицына сегодня знают во всем мире. Лауреат Нобелевской премии, автор книги «Архипелаг ГУЛАГ», выдающийся социальный мыслитель – одна из ключевых фигур в истории XX века.

Значение творчества Александра Солженицына, как и его вклад в литературу России, трудно переоценить, именно поэтому Президент России В. В. Путин издал Указ о праздновании юбилея писателя в 2018 году. К 100-летию со дня рождения писателя мы проводим литературный квест.

 

Повторный инструктаж (правила игры, техника безопасности).

Помощник 1.

Каждая из команд получает маршрутный лист.

Маршрутный лист команды

  1. Станция «Биографическая»

Жизнь — … ! А мы в нем и экспонаты, и посетители. (С. Балакин)

Дайте мне … , и я заполню его. ( П.Пикассо)

Кунсткамера Петра I – первый русский … .

В высказываниях пропущено одно и то же слово. Найдите его и следуйте по маршруту.

( музей)

 

2. Станция «Литературная»

 

‘’ 12

Решите ребус. Это ваша следующая цель!

(кабинет 12)

 

  1. Станция «Историческая»

Куда двигаться дальше, вы поймете, прочитав четверостишье, в котором пропущено ключевое слово.

 

По залу … медленно иду,
Где вещи нам расскажут о войне,
Где каждый экспонат горел в аду,
И мысли горькие рождаются во мне.

(Комната боевой славы)

 

  1. Станция «Творческая»

При раскопках в Египте над входом в помещение обнаружили надпись: «Аптека для души». Что находилось в этом помещении?

Правильный ответ – место вашего дальнейшего следования.

(библиотека)

Помощник 2.

Правила прохождения квеста:

Для успешного продвижения команды вперёд и преодоления препятствий на отдельных этапах действуйте пошагово и соблюдайте правила:

Шаг 1. Последовательность прохождения этапов вашей командой определяется зашифрованными заданиями, которые представлены в путевом листе. Выполните задания, строго следуя нумерации.

Шаг 2. Записывайте название каждого этапа в маршрутный лист, когда правильно разгадаете шифр.

Шаг 3. После выполнения всех заданий сдайте членам жюри маршрутный лист и полученные на станциях фишки.

Шаг 4. Ожидайте подведения итогов игры на последней станции.

 

II этап. Прохождение командами маршрута и выполнение заданий.

Команды проходят станции по порядку, указанному в маршрутном листе. За правильные ответы команды получают фишки.

 

Станция «БИОГРАФИЧЕСКАЯ»

(Этнографический музей; черные фишки)

1. Когда и где родился А.И. Солженицын? Что вам известно о его родителях?
(11 декабря 1918 г. в Кисловодске. Отец – Исаакий Солженицын, офицер русской армии, участник похода в Восточную Пруссию в 1914 г., сын богатого крестьянина. Мать – Таисия Щербак, дочь крупного землевладельца на Кубани). 2б.

2. Где учился Солженицын?
(Закончил физико-математический факультет Ростовского университета в 1941 г. и успел два курса заочно поучиться параллельно в Московском институте философии, литературы и истории). 2б.

3. Каков боевой путь Солженицына на фронтах Великой Отечественной войны?
(Мобилизованный в 1941 г., прошёл от Орла до Восточной Пруссии, войну закончил капитаном).2б.

4. Когда и за что Солженицын был арестован?
(В 1945 г. за «антисоветскую переписку»). 1б.

5. Какую смертельную болезнь перенёс Солженицын в заключении? Какое произведение создано «по мотивам» этой болезни?
(В 1952 г. лагерный врач в Экибастузе диагностирует рак. В 1955 г. едет на лечение в Ташкент, где в онкологическом диспансере ему делают операцию. Внезапно болезнь сама собой проходит. Эти события легли в основу романа «Раковый корпус»). 2б.

6. Какое первое крупное произведение Солженицына сразу же сделало его знаменитым? Благодаря чьей помощи оно вышло в свет?
(В 1959 г. написал свою первую крупную вещь – повесть «Один день Ивана Денисовича», которая была опубликована в 1962 г. по личному разрешению тогдашнего партийного и государственного лидера страны Н.С. Хрущёва, предварительно прочитавшего повесть). 2б.

7. Лауреатом какой Международной премии стал Солженицын?
(Нобелевской премии в области литературы. В 1970 г.) 2б.

8. Публикация каких произведений Солженицына фактически означала конец многолетней цензуры?

(В 1989 г. в журнале «Новый мир» был опубликован роман « Архипелаг ГУЛАГ» и Нобелевской речи). 4б.

9. В каких странах пребывал Солженицын во время эмиграции?

(США, Швейцария) 2б.

10. В каком году Солженицын вернулся на Родину после многих лет эмиграции?
(В 1994 г.) 1б.

 

Станция «ЛИТЕРАТУРНАЯ»

(Кабинет № 12; красные фишки)

Расшифруйте название произведения (1б.)

«Ассоциативный куст»

духовная чистота личность и судьба законы гуманизма

христианская доброта русская деревня падение в бездну

1950-ые годы

Мини-викторина

1

Какова история рассказа «Матренин двор? Как родился его замысел?

2б.

2

В чем трагичность судьбы Матрены?

2б. и >

3

Из-за чего три сестры Матрены отвернулись от нее?

1б.

4

«Одно к одному. Еще и это пришибло Матрену». Что «добило» бедную Матрену?

2б.

5

Сколько человек погибло на переезде? Кто это был?

2б.

6

Как распределили наследство Матрены после ее смерти?

3б.

Правильные ответы:

1. Рассказ автобиографичен. (1б.) Вернувшись из лагеря, Солженицыну «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России». Работу ему могли дать только ту, которая будет связана с физическим трудом. Но он хотел учительствовать. И после реабилитации в 1957 году он работает некоторое время учителем физики, а живет у крестьянки Матрены Захаровой. Об этом он пишет свой рассказ «Матренин двор» (1б.)

2. Вышла замуж до революции. Было у нее шесть детей, которые один за одним умирали, двое сразу не жило (1б.). Муж с войны не вернулся, похоронки не было (либо в плен попал, либо погиб, тела не нашли). (1б.) + дополнительно баллы за каждый верный ответ.

3. Они претендовали на наследство, на ее дом, но она его отписала приемное девочке Кире.

4. «…кошка колченогая сбрела со двора (1б.) – и пропала» (1б.)

5. 3 человека (1б.): Матрена, хромой сын Фаддея, тракторист (1б.)

6. Козу забрала одна сестра (1б.), избу – сапожник с женой (1б.), Фаддею – уже свезенная горница, сарай и весь внутренний забор (1б.)

«Текстоведы»

Прочитайте текст и выполните задания

Так и поселился я у Матрены Васильевны. Комнаты мы не делили. Ее кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его еще в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"

Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

Кроме Матрены и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошка прыгала с печи на пол, звук касания ее о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а – сильный одновременный удар трех ног: туп! – такой сильный удар, что я не сразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечь четвертую.

1. Задание с одним правильным ответом

1

Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:

А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.

1б.

2

Главной темой данного фрагмента является:

А) образ жизни рассказчика, В) внешность Матрёны,

Б) дом Матрёны, Г) природа.

1б.

3

Почему Матрёна приютила кошку?

А) из материальных соображений, В) от нечего делать,

Б) из жалости, Г) из любви к животным.

1б.

2. Задания с развёрнутым ответом (одно слово)

1

Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?

1б.

2

Напишите название любимого растения героини.

1б.

3

Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?

1б.

КЛЮЧ 1:

1 А2 Б 3 Б

КЛЮЧ 2:

1 эпитет 2 фикусы 3 колченогая

Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»

(Комната Боевой славы; желтые фишки)

Кому принадлежит высказывание? (1 балл за правильный ответ)

“Мы гордимся тем, что Александр Исаевич Солженицын был нашим соотечественником и современником”.

Владимир Путин,
Президент РФ

“С его именем уже навсегда связана идея сбережения российского народа”.

Дмитрий Медведев,
Председатель правительства РФ

“Ему выпало немало испытаний, которые он всегда принимал со смирением и христианским достоинством”.

Алексий II,
Патриарх Московский и всея Руси

“Его не все любили, но и как может ожидать всеобщей любви человек, безмерно любящий Россию? Его не все понимали, не все признавали, настолько он выделялся из общего порядка гражданина и писателя. Но его признавала Россия”.

Валентин Распутин,
писатель

“…его ценили даже те, кто с ним боролся. Он стал пророческой фигурой. Это на Западе писатель пописывает, читатель почитывает, а у нас сразу его ненавидят или любят, и он делается обязательно пророком, провидцем, а не просто автором текстов”.

Лев Аннинский,
литературный критик

“Последний русский классик, великий русский человек, доказавший своей судьбой, что русская судьба может быть победоносной”.

Павел Басинский,
историк литературы

“Солженицын — человек беспредельной нравственной, борцовской силы, считавший себя мессией. Его жизнь, его стойкость всегда вызывали у меня восхищение. Он — великая личность, его вклад в русскую литературу неоспорим.”

Елена Боннер,
правозащитница, публицист

“Александр Исаевич, конечно, был образцом человека чести и цели. Никакой праздности. Дело, дело, дело. Даже когда в дружеской компании встречались, всегда сразу говорил: «Вот есть у меня полчасика, потолкуем, и надо бежать работу заканчивать».

Без сомнения, Солженицын — продолжатель традиций русской классической литературы”.

Юрий Любимов,
режиссёр

“…на праздную болтовню у него никогда не было времени”.

Галина Вишневская,
певица, деятель культуры

“Слово ГУЛАГ стало нарицательным благодаря Солженицыну. Из неуклюжей советской аббревиатуры — Главное управление исправитель­но-трудовых лагерей — писатель создал эмблему и припечатал ею, как каиновой печатью, самую гигантскую машину уничтожения за всю историю человечества”.

Константин Кедров,
поэт, литературовед

Станция «ТВОРЧЕСКАЯ»

Ответьте на вопрос: «В чем праведность Матрены? (сообщение на тему: «Матрена есть тот самый праведник, без которого не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля русская»)

(На ответ даётся 5 минут; максимальная оценка 5 баллов)

 

III этап. Подведение итогов и награждение победителей.

Во время подведения членами жюри итогов квеста демонстрируется видеоклип «Александр Солженицын. Молния бьёт по высокому дереву».

Заключительное слово учителя

Александр Исаевич успел исполнить в своей жизни, кажется, всё задуманное, всё предначертанное ему. Его человеческая и писательская судьба не имеет аналогов. Она исключительна и, что бывает нечасто, счастлива.

Писатель, призывавший соотечественников жить не по лжи, был верен этому принципу, не склоняя головы, не уворачиваясь от ударов.

И закончить нашу встречу хочется строками стихотворения российского поэта и музыканта Игоря Талькова «Ценою самоотреченья…». В стихотворении автор раскрывает сущность закона жизни, по которому жил Александр Исаевич:

Ценою самоотреченья

И сердца – стертого до дна -

Души святое очищенье

Даётся нам.

Ценою мук непроходящих,

Глухой тоски, ночей без сна -

Любви мгновенья настоящей

Даются нам.

За череду сплошных ненастий

И за печаль, что так длинна,

Крупица истинного счастья –

Награда нам.

Того, кто сил нашел ДЕРЖАТЬСЯ

И возрождаться вновь и вновь,

Найдет и истинное счастье,

И настоящую любовь.

Ничто так просто не дается

Нам в этой жизни –

Закон таков!

За счастье надобно бороться,

И за мечту,

И за любовь.

Категория: Внеклассная работа по литературе
Вход на сайт
Поиск

Copyright © 2025