Сценарий литературно-музыкальной композиции,
посвящённой жизни Анны Ахматовой и Марины Цветаевой,
«Два поэта — две судьбы — две трагедии»
На сцене появляется Цветаева со свечой
(музыкальный фон «Морской прибой»)
Цветаева
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
На сцене появляется Ахматова со свечой
(музыкальный фон «Колокола и флейта»)
Ахматова
Мне дали имя при крещенье - Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько дней в году…
Под мелодию проходят
Ведущий 1
Немного есть на земле поэтов, которых узнают только по одному имени, без добавления фамилии. Говорят — Марина (пауза), Анна (пауза), и все предельно ясно, а они сами любили все предельное и даже запредельное, не правда ли? Две женщины, которые прошли через множество преград и испытаний для того, чтобы благодаря своему несравненному поэтическому дару сделать мир немного лучше. Две разные судьбы, каждая из которых была по-своему трагической.
Ведущий 2
Марину Цветаеву и Анну Ахматову как-то неловко называть «поэтессами». Они были великими русскими поэтами — женщинами. Вся их жизнь — это роман с собственной душой, отраженный в стихах. Период творчества поэтов выпал на тяжелое для русского народа время: Первая мировая война, падение царской власти, сталинские репрессии. Их произведения поддавались жесткой цензуре и многие из них не только не были изданы при жизни авторов, но и спустя десятилетия после их смерти. Но несмотря ни на что, две великие женщины продолжали творить.
Ведущий 1
Собственно, биографии поэтов — их стихи и проза, письма и переводы, все творчество. Но все же — события, даты, имена, «версты, мили...». Без них не обойтись. Итак...
(музыкальный фон «Колокольный перезвон»)
Цветаева
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний,
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Сцена «Любовь Цветаевой»
(музыкальный фон «Морской прибой»)
Ведущий 1
5 мая 1911 года Марина приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину, другу на всю жизнь, одному из немногих. На пустынном, усеянном галькой морском берегу она встретилась с Сергеем Эфроном, только что приехавшим туда из пансиона. Любовь с первого же взгляда – и на всю жизнь. Ему было семнадцать, ей — восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину...
Звучит вальс Шопена, под него на сцене появляются Девушка и Юноша. Они кружатся в вальсе и, наконец, обмениваются кольцами. Расходятся.
Ведущий 2
Сергей и Марина нашли друг друга. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно. Это потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.
Цветаева
Мы с тобою лишь два отголоска:
Ты затихнул, и я замолчу.
Мы когда-то с покорностью воска
Отдались роковому лучу.
Сергей Эфрон (звучит «Мелодия слёз»)
Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы… Берегите себя. Храни Вас бог. Ваш С.
Марина Цветаева (звучит «Мелодия слёз»)
Мой Сереженька! Не знаю, с чего начинать. То, чем и кончу: моя любовь к Вам бесконечна.
Ведущий 1
Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях — но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость с уверенностью ближнего, уважение к его сложности.
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге. -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие — в роковые времена -
Слагают стансы — и идут на плаху.
Девушка и Юноша танцуют тур вальса и покидают сцену. В это же время уходят Цветаева и Эфрон.
Сцена «Любовь Ахматовой»
Ведущий 2
С Гумилевым Анна Ахматова знакомится в 1903 году в канун Рождества. Он – красавец-офицер, кумир барышень. Она – очень высокая, стройная, с прямыми черными волосами, на неестественно бледном лице – серые глаза.
Ведущий 1
Анне отчаянно хотелось стать главной в чьей-то жизни. Гумилев к тому времени стал известным поэтом, он любил её безумно, и девушке казалось, что ему-то она будет нужна всегда. Анна согласилась стать его женой. Обвенчались они после 7 лет знакомства – в 1910 году.
Гумилев (звучит скрипка)
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной,
Высокомерна и глуха…
Ведущий 1
В своих стихах и Гумилев, и Ахматова пишут о любви, которая превращается в борьбу самолюбий. История их взаимоотношений складывается драматически, это был поединок двух ярких личностей.
Ахматова (музыкальный фон «Адажио»)
Сжала руки под темной вуалью…
“Отчего ты сегодня бледна?”
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь.
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: “ Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру”.
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: “ Не стой на ветру”.
Сцена «Трагедия Ахматовой»
Звучит мелодия Г.Ф. Генделя «Сарабанда»
Ведущий 2
Однако надежды Анны не сбылись, страстной любви мужа хватило ненадолго. В год развода Анна Ахматова подарила Гумилеву сборник стихов “ Белая стая” с надписью: “Моему дорогому другу Н. Гумилеву с любовью А. Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург. Николай Гумилев был расстрелян по ложному доносу в 1921 году за участие в контрреволюционном заговоре.
Гумелёв
Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.
Он мог стать Вашим тоже, но не стал.
Его Вам мало было или много,
Должно быть, плохо я стихи писал
И Вас неправедно просил у Бога…
Ахматова
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: “Со мною умри!
(Гасит свечу у портрета Николая Гумилева)
Я гибель накликала милым,
И гибли один за другим.
О, горе мне! Эти могилы
Предсказаны словом моим.
Как вороны кружатся, чуя
Горячую, свежую кровь,
Так дикие песни, ликуя,
Моя насылала любовь…
Ведущий 1
В 1935 году были арестованы Николай Пунин (второй муж Ахматовой) и Лев Гумилев (сын). 10 марта 1938 года – второй арест сына. Приговорен сначала к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, а затем, после пересмотра дела, к 5.
Звучит мелодия «Реквием» Моцарта
Ахматова
В страшные годы «ежовщины» я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то... Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
Под музыку «Реквием» уходит
Сцена «Трагедия Цветаевой»
Ведущий
Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были трагическим временем в жизни Цветаевой.
Марина Цветаева (звучит «Мелодия слёз»)
Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста, встаю – холод – лужи – пыль от пилы – ведра – кувшины, тряпки – везде детские платья, рубашки. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре.
Ведущий 2
Звучит мелодия «Адажио» Томазо Альбинони
В феврале 1920 года умерла младшая дочь – Ирина. Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь… В 1921 году Марина Ивановна узнала, что ее муж жив – она получила от него первую весть. Кусочек счастья, словно затишье перед бурей.
Ведущий 1
Встреча в Берлине предопределила другую разлуку – долгую, семнадцатилетнюю разлуку с Россией.
Цветаева
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий…
Марина Цветаева
Сын рос, дочь взрослела. В Париже я никому не нужна. Есть – знакомые. Но какой холод я ощущаю постоянно. Все меня выталкивают в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна.
Звучит фрагмент из музыкальной композиции Эннио Морриконе
В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
В июне 1939 года мы с сыном сели в поезд. Муж и дочь уже там, пока еще не в тюрьме, но уже в России. Еще два года будет длиться моя Голгофа, моя расплата… За что? Непохожесть? Нетерпимость? Неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? За право быть самой собой? Расплата за любовь, земную и поэтическую, конкретную и космическую. Ну разве так можно, господа...
Ведущий 1
Цветаева вернулась на родину, где лишились свободы ее дочь и муж, и уже через год покончила с собой.
Тихо звучит мелодия «Ave Maria»
Ахматова
Темная свежая ветвь бузины...
Словно письмо от Марины...
...Мы сегодня с тобою, Марина,
По столице полночной идем.
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет...
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающий след.
...Как той, другой - страдалице Марине,
Придется мне напиться пустотой.
Марина Цветаева
«Друг! Не ищи меня, Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
– Ртом не достать!
Через Летейски воды протягиваю две руки».
Звучит мелодия «Ave Maria»
|