Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 2025-06-29, 11:37 PM

Семченко Наталья Викторовна


учитель русского языка и литературы МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа-гимназия №1"
Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [2]
Современные технологии обучения [6]
Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход (С.П. Лавлинский). [2]
Воспитательная работа [5]
Методические разработки [14]
Внеклассная работа по литературе [3]

Каталог статей

Главная » Статьи » Внеклассная работа по литературе

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни Анны Ахматовой и Марины Цветаевой

Сценарий литературно-музыкальной композиции,

посвящённой жизни Анны Ахматовой и Марины Цветаевой,

«Два поэта — две судьбы — две трагедии»

 

На сцене появляется Цветаева со свечой

(музыкальный фон «Морской прибой»)

Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

 

На сцене появляется Ахматова со свечой

(музыкальный фон «Колокола и флейта»)

Ахматова

Мне дали имя при крещенье - Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Так дивно знала я земную радость

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько дней в году…

Под мелодию проходят

Ведущий 1

Немного есть на земле поэтов, которых узнают только по одному имени, без добавления фамилии. Говорят — Марина (пауза), Анна (пауза), и все предельно ясно, а они сами любили все предельное и даже запредельное, не правда ли? Две женщины, которые прошли через множество преград и испытаний для того, чтобы благодаря своему несравненному поэтическому дару сделать мир немного лучше. Две разные судьбы, каждая из которых была по-своему трагической.

Ведущий 2

Марину Цветаеву и Анну Ахматову как-то неловко называть «поэтессами». Они были великими русскими поэтами — женщинами. Вся их жизнь — это роман с собственной душой, отраженный в стихах. Период творчества поэтов выпал на тяжелое для русского народа время: Первая мировая война, падение царской власти, сталинские репрессии. Их произведения поддавались жесткой цензуре и многие из них не только не были изданы при жизни авторов, но и спустя десятилетия после их смерти. Но несмотря ни на что, две великие женщины продолжали творить.

Ведущий 1

Собственно, биографии поэтов — их стихи и проза, письма и переводы, все творчество. Но все же — события, даты, имена, «версты, мили...». Без них не обойтись. Итак...

(музыкальный фон «Колокольный перезвон»)

Цветаева

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний,

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Сцена «Любовь Цветаевой»

(музыкальный фон «Морской прибой»)

Ведущий 1

5 мая 1911 года Марина приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину, другу на всю жизнь, одному из немногих. На пустынном, усеянном галькой морском берегу она встретилась с Сергеем Эфроном, только что приехавшим туда из пансиона. Любовь с первого же взгляда – и на всю жизнь. Ему было семнадцать, ей — восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину...

Звучит вальс Шопена, под него на сцене появляются Девушка и Юноша. Они кружатся в вальсе и, наконец, обмениваются кольцами. Расходятся.

Ведущий 2

Сергей и Марина нашли друг друга. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно. Это потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.

Цветаева

Мы с тобою лишь два отголоска:

Ты затихнул, и я замолчу.

Мы когда-то с покорностью воска

Отдались роковому лучу.

Сергей Эфрон (звучит «Мелодия слёз»)

Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы… Берегите себя. Храни Вас бог. Ваш С.

Марина Цветаева (звучит «Мелодия слёз»)

Мой Сереженька! Не знаю, с чего начинать. То, чем и кончу: моя любовь к Вам бесконечна.

Ведущий 1

Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях — но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость с уверенностью ближнего, уважение к его сложности.

Я с вызовом ношу его кольцо!

— Да, в Вечности — жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

— Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие — в роковые времена -

Слагают стансы — и идут на плаху.

Девушка и Юноша танцуют тур вальса и покидают сцену. В это же время уходят Цветаева и Эфрон.

Сцена «Любовь Ахматовой»

Ведущий 2

С Гумилевым Анна Ахматова знакомится в 1903 году в канун Рождества. Он – красавец-офицер, кумир барышень. Она – очень высокая, стройная, с прямыми черными волосами, на неестественно бледном лице – серые глаза.

Ведущий 1

Анне отчаянно хотелось стать главной в чьей-то жизни. Гумилев к тому времени стал известным поэтом, он любил её безумно, и девушке казалось, что ему-то она будет нужна всегда. Анна согласилась стать его женой. Обвенчались они после 7 лет знакомства – в 1910 году.

Гумилев (звучит скрипка)

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной,

Высокомерна и глуха…

Ведущий 1

В своих стихах и Гумилев, и Ахматова пишут о любви, которая превращается в борьбу самолюбий. История их взаимоотношений складывается драматически, это был поединок двух ярких личностей.

Ахматова (музыкальный фон «Адажио»)

Сжала руки под темной вуалью…

“Отчего ты сегодня бледна?”

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь.

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “ Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру”.

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: “ Не стой на ветру”.

Сцена «Трагедия Ахматовой»

Звучит мелодия Г.Ф. Генделя «Сарабанда»

Ведущий 2

Однако надежды Анны не сбылись, страстной любви мужа хватило ненадолго. В год развода Анна Ахматова подарила Гумилеву сборник стихов “ Белая стая” с надписью: “Моему дорогому другу Н. Гумилеву с любовью А. Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург. Николай Гумилев был расстрелян по ложному доносу в 1921 году за участие в контрреволюционном заговоре.

Гумелёв

Еще не раз вы вспомните меня

И весь мой мир волнующий и странный,

Нелепый мир из песен и огня,

Но меж других единый необманный.

Он мог стать Вашим тоже, но не стал.

Его Вам мало было или много,

Должно быть, плохо я стихи писал

И Вас неправедно просил у Бога…

Ахматова

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: “Со мною умри!

(Гасит свечу у портрета Николая Гумилева)

Я гибель накликала милым,

И гибли один за другим.

О, горе мне! Эти могилы

Предсказаны словом моим.

Как вороны кружатся, чуя

Горячую, свежую кровь,

Так дикие песни, ликуя,

Моя насылала любовь…

Ведущий 1

В 1935 году были арестованы Николай Пунин (второй муж Ахматовой) и Лев Гумилев (сын). 10 марта 1938 года – второй арест сына. Приговорен сначала к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, а затем, после пересмотра дела, к 5.

Звучит мелодия «Реквием» Моцарта

Ахматова

В страшные годы «ежовщины» я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета,

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

Под музыку «Реквием» уходит

Сцена «Трагедия Цветаевой»

Ведущий

Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были трагическим временем в жизни Цветаевой.

Марина Цветаева (звучит «Мелодия слёз»)

Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста, встаю – холод – лужи – пыль от пилы – ведра – кувшины, тряпки – везде детские платья, рубашки. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре.

Ведущий 2

Звучит мелодия «Адажио» Томазо Альбинони

В феврале 1920 года умерла младшая дочь – Ирина. Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь… В 1921 году Марина Ивановна узнала, что ее муж жив – она получила от него первую весть. Кусочек счастья, словно затишье перед бурей.

Ведущий 1

Встреча в Берлине предопределила другую разлуку – долгую, семнадцатилетнюю разлуку с Россией.

Цветаева

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий…

Марина Цветаева

Сын рос, дочь взрослела. В Париже я никому не нужна. Есть – знакомые. Но какой холод я ощущаю постоянно. Все меня выталкивают в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна.

Звучит фрагмент из музыкальной композиции Эннио Морриконе

В огромном городе моем — ночь.

Из дома сонного иду — прочь

И люди думают: жена, дочь,-

А я запомнила одно: ночь.

В июне 1939 года мы с сыном сели в поезд. Муж и дочь уже там, пока еще не в тюрьме, но уже в России. Еще два года будет длиться моя Голгофа, моя расплата… За что? Непохожесть? Нетерпимость? Неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? За право быть самой собой? Расплата за любовь, земную и поэтическую, конкретную и космическую. Ну разве так можно, господа...

Ведущий 1

Цветаева вернулась на родину, где лишились свободы ее дочь и муж, и уже через год покончила с собой.

Тихо звучит мелодия «Ave Maria»

Ахматова

Темная свежая ветвь бузины...

Словно письмо от Марины...

...Мы сегодня с тобою, Марина,

По столице полночной идем.

А за нами таких миллионы,

И безмолвнее шествия нет...

А вокруг погребальные звоны

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш заметающий след.

...Как той, другой - страдалице Марине,

Придется мне напиться пустотой.

Марина Цветаева

«Друг! Не ищи меня, Другая мода!

Меня не помнят даже старики.

– Ртом не достать!

Через Летейски воды протягиваю две руки».

Звучит мелодия «Ave Maria»

Категория: Внеклассная работа по литературе
Вход на сайт
Поиск

Copyright © 2025