Методическая разработка урока мужества в 11 классе
«Пожарный – профессия героическая»
Цель: разъяснить, в чем состоит подвиг пожарных, формировать у обучающихся понятие профессии «пожарный», о качествах личности, присущих людям данной профессии; закрепить знания о причинах возникновения пожара, его последствиях; воспитывать такие качества, как мужество, самоотверженность, скромность; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии.
Оборудование: иллюстрации, презентация, видеоролики.
«В жизни всегда есть место подвигу…» М. Горький
Ход классного часа:
1. Создание располагающей атмосферы
Звучит песня Б. Окуджавы «Совесть, благородство и достоинство…»
Читает учитель
В жизни всегда есть место подвигу.
В сороковые война народная
Звала на подвиг простых солдат,
И их имена до сих пор звучат,
Их судьбы все еще служат примером
Служения Родине, чести и веры.
В мирное время герои России
Много великих дел совершили.
Своим трудолюбием, патриотизмом,
Стремленьем трудиться на благо Отчизны,
Прославились граждане нашей страны,
Труды их беречь мы будем должны.
Остались еще на свете герои
Кому чья-то жизнь дороже здоровья.
- Наша жизнь полна разными событиями, сменяющимися ежедневно, ежечасно, порой, даже ежесекундно. Но есть много способов прожить эту жизнь, пережить события, которые неизбежно приходят. Как всегда, есть выбор. И его сделает только человек.
Произнеся слово подвиг, многие сразу представят войну, кровопролитные сражения, раненых и уже мёртвых, которые пожертвовали своей жизнью ради других людей и Родины в целом. Это действительно так. Эти люди, которые тогда отдали свою молодость, радостную жизнь, не родившихся детей войне, навсегда останутся одними из тех, кому мы должны быть очень благодарны на протяжении всей своей жизни. В преддверие празднования 71-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем каждого, кто был причастен к тем трагическим событиям.
Видео «Песня о Великой Победе »
Ученик 1
Но нам бы хотелось заострить внимание на другом. На подвигах, связанных с профессиональным призванием человека.
Я к вам пишу, чего же боле…,
О чём молчать уж нету сил?!
Хочу поведать вам я вскоре
О тех, кто сердцу очень мил.
Поговорим мы о пожарных,
Сегодня речь пойдёт о них,
О людях смелых и надёжных,
Кто ценит в жизни каждый миг.
Профессия их так трудна и так опасна,
И от того они не заменимы.
Другим она и неподвластна,
Поэтому народом так любимы.
Они спешат ко всем на помощь,
Лишь пламя где-то полыхнёт,
Будь то малыш или котёнок,
Придёт пожарный и спасёт.
Уж сколько раз они тушили
Леса, таёжные, густые,
Спасая дикое зверьё,
Так нежно, будто бы своё.
Ученик 2
А счёта нет пожарам устранённым.
Не для статистики их служба, для людей.
И столько доброты в глазах бездонных.
Пожарный - царь мирских огней.
Мы знаем номер их, для всей страны един
А потому не знают суеты,
В любой пожар звоним мы им на сто один
Придут на помощь смельчаки.
Спасибо говорим, за труд их необъятный,
За лес, потушенный и за спасенный дом,
За каждый подвиг трудный и фатальный
Благодаря лишь им спокойно мы живём.
Пожарный, как никто на свете
Ребячье сердце покорил.
Совет семейный утвердил:
Пойду в пожарные, друзья,
В ДЮП запишусь сегодня я.
Пожарный! Каждый должен знать
С работой справится на «5»
2. Изучение материала по теме урока
Ученик 1
Сегодня наш урок мужества мы посвящаем людям, чей труд связан с пожарной охраной. Пожарный-это герой, он на трудной службе и каждую минуту рискует своей жизнью.
Просмотр фильма «Пожарный – это героическая профессия!»
Ученик 2
Профессия "пожарный" - очень древняя, и по-своему не похожая на все другие. Еще в 1504 г., в царствование Ивана III, в Москве была создана пожарно-сторожевая охрана, а в 1549 г. Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности, который обязывал обывателей иметь первичные средства пожаротушения в каждом доме.
В 1649 г. на Руси были изданы два документа, имеющие непосредственное отношение к пожарному делу. Первый из них – "Наказ о городском благочинии", вышедший 30 апреля, по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве.
Ученик 1
В марте 1999 г. министр внутренних дел РФ Сергей Степашин издал приказ считать профессиональным праздником работников пожарной охраны 30 апреля, в ознаменование 350‑летия "Наказа о градском благочинии". Учитывая исторические традиции и заслуги пожарной охраны, ее вклад в обеспечение пожарной безопасности Российской Федерации, Президент РФ Борис Ельцин в апреле 1999 г. издал Указ, которым установлен День пожарной охраны – 30 апреля.
Ученик 2
- Что это за профессия, пожарный?
Пожарный - это тот, кто тушит пожары, спасает и эвакуирует людей, а также предотвращает подобные случаи. Без преувеличения работу пожарного мы называем подвигом.
Ученик 1
Подвиг! А что это? Как вы думаете?
(рассуждения учащихся)
Подвиг - героический, самоотверженный поступок.
Подвиг – это деяние, совершаемое человеком во имя других.
Подвиг – совершенное действие человека, совершенное во имя других.
Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.
Ученик 2
Ни одно событие после Второй мировой войны
не задело за живое столько людей в Европе,
как взрыв 4-го реактора Чернобыльской АЭС.
Из газеты “Таймс”, апрель 1987 года
Видеоролик «Вошедшие в пламя»
Ученик 1
Днепр. Припять… Места красивейшие на удивление. Сюда всегда стремились горожане! В этом уголке тихого украинского Полесья грибы «косой косили», рыбу ловили на пустой крючок, из – под ног брызгала красным соком земляника. И вот….
26 апреля 1986 года
В 1 час 24 минуты на 4-ом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции раздались последовательно два взрыва, которые возвестили на весь мир о свершившейся трагедии. Произошла мощная техногенная катастрофа на атомном объекте. Взрывы привели к полному разрушению реактора и его активной зоны, системы охлаждения, а так же здания реакторного зала. На крышу машинного зала, на территорию вокруг АЭС были выброшены железобетонные, графитовые блоки и их куски. Из жерла реактора поднимался в несколько сотен метров высотой столб продуктов горения, мощный поток газовой радиоактивности. Из 190 тонн ядерного топлива 171 тонна попала в атмосферу земли. Крыши нет, часть стены разрушена... Погас свет, отключился телефон. Рушатся перекрытия. Пол дрожит. Помещения заполняются то ли паром, то ли туманом, пылью. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Повсюду течет горячая радиоактивная вода.
Ученик 2
В 1 час 30 минут на место катастрофы прибыли подразделения пожарных частей из г. Припяти, под командованием лейтенантов Виктора Кибенко и Владимира Правика. Из обычной городской части. Позднее прибыли пожарные части из г. Чернобыля, Киева и других районов, командование которыми возглавил майор Телятников. Они без специальных средств тушения пожаров на АЭС, без средств защиты от радиации выполнили свой долг – не дали пожару распространиться на третий блок. Все они получили страшные дозы радиации и умерли мучительной смертью. К 5-ти часам утра пожар был локализован.
Ученик 3
Взметнулся в небо столб огня,
И взрыв разбрызгал блока глыбу.
Застыла в ужасе Земля,
Бедой поднятая на дыбу.
Огонь и мрак - невидим враг,
До смерти шаг - потом бессмертье!
Ни перестрелок, ни атак,
Но жить лишь так - ценою смерти.
Ученик 4
Нам души выхолостил взрыв
Суровым Припятским плацдармом -
На линии судеб обрыв,
Но умирали вы недаром!
Огонь и мрак - невидим враг,
До смерти шаг - потом бессмертье!
Ни перестрелок, ни атак,
Но жить лишь так - ценою смерти.
Ученик 3
Работа пожарных считается одной из самых сложных и опасных профессий в мире. Любой здоровый человек способен научиться бегать и прыгать, поднимать различные тяжести, лазить по лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму и т.д. Но не каждый способен в любой момент рисковать своей жизнью ради спасения чужой. Способность человека сочувствовать другим людям, воспринимать горе чужого как свое личное, свойственна многим людям. Но у некоторых эти черты характера проявляются в большей степени. Вот такие люди и становятся настоящими пожарными, которые приходят на службу в подразделения Государственной противопожарной службы.
Ученик 4
Настоящий пожарный не ведает, что такое усталость, он не скажет «не могу», его не остановит страх. Экстремальная ситуация для пожарных – это обычный трудовой день, штатная ситуация. В любое время дня и ночи, в метель и мороз, дождь и жару, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду.
Ученик 3
Спаси и помоги. Такая цель стоит каждый день перед пожарными России. Каждый день они видят человеческое горе. Избравший профессию пожарного должен уметь оказывать первую медицинскую помощь, у него должна быть крепкая психика, высокая стрессоустойчивость — ведь на пожаре события могут развиваться непредсказуемо, и не всегда удается спасти всех людей, но это необходимо пережить.
Ученик 4
Профессия пожарных – героическая. При тушении пожара награждают медалями “За отвагу”, “За спасение погибавших”; орденом Мужества, “За заслуги перед Отечеством”.
Ученик 3
Выбирать профессию пожарного рекомендуется людям ответственным, смелым и решительным, с твердым характером, крепкой силой воли, четкой координацией движений, быстрой реакцией. К тому же нужно иметь очень хорошее здоровье, медицинская комиссия здесь очень строгая.
Видеоролик «Не Супер Герои. Евгений Чернышёв»
3. Подведение итогов
Учитель
Ребята, это всего один пример того, что люди совершают героические поступки, профессиональные и трудовые подвиги. И все же, давайте подумаем:
- Почему о подвигах мечтает почти каждый, а героями становятся лишь некоторые?
- Какими качествами обладают люди, способные совершить подвиг?
- Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему классному часу: «Героями не рождаются, героями становятся!»?
(дискуссия учащихся)
Учитель
Закончить наш классный час мне хочется словами…
Учитесь мечтать, учитесь дружить,
Учитесь милых своих любить
И жить горячо и смело.
Воспитывать душу и силу чувств
Не только труднейшее из искусств,
Но сверхважнейшее дело!
Учитесь, ребята, уступать,
Учитесь по совести поступать,
И даже в пиру - не упиться.
Не просто быть честным всегда и везде,
И, чтобы быть верным в любой беде,
Трижды не грех учиться.
С готовой, с красивой душой на век
Отнюдь не рождается человек,
Не что ведь само не строится.
Уверена: скромником и бойцом,
Отзывчивым, умницей, храбрецом
Учатся и становятся.
Но как это сделать? Легко сказать
Как сделать? А душу тренировать
На искренность, на заботы
Как в спорте, как в музыке, как в труде
Тренаж нужен людям везде - везде
Вот так и берут высоты.
Высоты всяческой красоты
Любви и действительной доброты
И нечего тут стыдиться
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание «Человек» -
Стоит, друзья, учиться!
|